Движение в сторону МСФО

Алексей Титов
TorgRus.com
В середине лета Национальной Совет по стандартам финансовой отчетности Фонда «НСФО» принял план работы с существующими ПБУ. Изменения предполагают точечные поправки в ПБУ в направлении приближения к МСФО. Согласно принятому документу до конца октября 2006 года будут вынесены на публичное обсуждение первые изменения в ПБУ, предлагаемые Фондом. Сегодня этот план корреспонденту ИА «Клерк.Ру» Алексею Титову комментирует Наталья Бушмелева, проектный менеджер Фонда «НСФО».

Наталья, в чем состоит концепция принятого плана?

Все давно признали, что отечественные ПБУ далеки от совершенства. Даже если не рассматривать их в контексте МСФО, они все равно требуют доработки. Поэтому, работая над ПБУ, мы хотели бы, в первую очередь, сделать их более понятными и простыми в применении для российских бухгалтеров, а также попытаться через внесенные в ПБУ поправки, насколько это возможно, приблизить правила учета и подготовки отчетности к требованиям МСФО. Хочу сразу оговориться, что данный проект не ставит своей целью полную замену действующих или разработку новых ПБУ, так как работа по проекту будет осуществляться до момента внедрения новых стандартов финансовой отчетности (СФО), что может произойти только после принятия нового закона о бухгалтерском учете, то есть после внесения изменения в законодательство, регулирующее бухгалтерский учет. Кроме того, предлагая изменения в ПБУ, мы никоим образом не хотим усложнить жизнь тем организациям, которые уже сегодня готовят или трансформируют отчетность по МСФО. В этом состоит основная концепция принятого плана. Свои поправки после их утверждения Национальным Советом по стандартам финансовой отчетности и вынесения на публичное обсуждение мы предложим на рассмотрение Минфину России.

Поясните, пожалуйста, какие именно поправки в ПБУ вы предлагаете?

Прежде всего, План предусматривает работу над ПБУ 3/2000, регулирующим порядок отражения в учете и отчетности операций, связанных с пересчетом стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, и курсовых разниц. Существуют два ключевых момента, которые нам хотелось бы поменять в этом Положении о бухгалтерском учете. Во-первых, на наш взгляд, необходимо устранить из отечественного бухучета понятие «суммовая разница», потому что оно дублирует понятие «курсовая разница». Во-вторых, хотелось бы отказаться от пересчета предварительной оплаты товаров и услуг, произведенной в иностранной валюте, после ее первоначального признания в бухучете. Существующий повторный пересчёт предварительной оплаты на момент принятия к учету оплаченных в иностранной валюте активов влечёт за собой дополнительные учетные процедуры и противоречит принципам МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов».

Еще одним пунктом нашего плана предусмотрен отказ от обязательного представления промежуточной отчетности. Сегодня российские предприятия обязаны готовить и представлять квартальную бухгалтерскую отчетность. Промежуточная отчетность включает в себя баланс и отчет о прибылях и убытка нарастающим итогом без каких-либо примечаний (пояснений) и не содержит всей информации, необходимой для удовлетворения интересов внешних пользователей. Хотелось бы, чтобы организации представляли промежуточную отчётность только тогда, когда в этом возникает необходимость у собственников (акционеров, участников) организации. Речь об этом идет уже давно.

Следующая задача нашего плана касается Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02. Это ПБУ до сих пор достаточно сложное для российских бухгалтеров. Практика показывает, что идёт непонимание некоторых его норм. На наш взгляд, необходимо кардинальным образом его поменять, а именно, отказаться от учета отложенных налогов с помощью метода отсрочки, то есть от изначально заложенного в этом ПБУ метода обязательств по отчету о прибылях и убытках. Он не соответствует МСФО 12 «Налоги на прибыль», который предполагает использование метода обязательств по балансу. Еще одним значительным недостатком ПБУ 18/02 и его отличием от МСФО 12 является необходимость расчета в бухгалтерском учете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, что увеличивает трудоемкость учетного процесса и заставляет российских бухгалтеров отступать от принципов осмотрительности и рациональности при подготовке бухгалтерской отчетности. В своей работе над этим ПБУ, мы, в первую очередь, сконцентрируемся на устранении неточностей, недочетов и внесении корректировок, которые помогут бухгалтерам прийти к пониманию сути учета отложенных налогов, а также попытаемся снизить трудоемкость бухгалтерских процедур по исчислению постоянных и временных разниц.

На ваш взгляд, почему сложилась такая ситуация с ПБУ 18?

ПБУ 18/02 изначально преследовало две совершенно разные цели. С одной стороны – приблизить российский учет к требованиям МСФО и выполнить принцип временной определенности факторов хозяйственной деятельности, а с другой – рассчитать налог на прибыль в системе бухгалтерского учета, что практически бывает невозможно.

По вашему мнению, насколько существенно предлагаемые Фондом «НСФО» точечные поправки приблизят ПБУ к МСФО?

Трудно сказать, Проект только начался. Но через реализацию данного Проекта хотелось бы поспособствовать более широкому пониманию и применению на практике российской бухгалтерской общественностью требований МСФО при подготовке финансовой отчетности, а значит развитию у бухгалтерского сообщества профессионального суждения, не ориентированного на нормы Налогового кодекса РФ. Именно того бухгалтерского сообщества, которое стремится к подготовке достоверной финансовой отчетности, которая удовлетворяла бы интересам пользователей для принятия экономических решений.

В рамках нашего Проекта в 2006 году планируется подготовить отдельные изменения в ПБУ, связанные с основными средствами, нематериальными активами, материально-производственными запасами. Например, учитывать активы при передаче их в счет вклада в уставный (складочный) капитал по рыночной стоимости, в настоящее время им дается денежная оценка, согласованная учредителями (участниками) организации. Еще один немаловажный вопрос – это возможность пересмотра сроков и методов начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, что позволило бы сделать еще один шаг к МСФО и более достоверно отражать информацию об основных средствах, нематериальных активах.

Еще одно важное направление работы, предусмотренное нашим планом – это работа над методами учёта лизинговых операций. Сегодня здесь мы можем наблюдать явный приоритет юридической формы над экономическим содержанием, что противоречит не только принципам МСФО, но и требованиям, заложенным в действующем российском бухгалтерском законодательстве.

Как в концепцию развития отечественного бухучета, предлагаемую НСФО, вписываются малые и средние предприятия?

Согласно Концепции Фонда, бухучет малых предприятий должен развиваться в направлении сближения с налоговым учетом. На наш взгляд, субъекты малого предпринимательства должны быть освобождены от обязательного составления финансовой отчетности при согласии всех участников (акционеров) организации. Такая позиция связана с тем, что непосредственно собственники управляют большинством малых предприятий, и их отчетность не вызывает интерес у широкого круга пользователей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *