Раскрытие информации о финансовых рисках и другие изменения в требованиях к раскрытию информации о финансовых инструментах

Известия (Москва)

Введение

  1. Данный документ содержит обзор ПВ «Финансовые инструменты: раскрытие информации», который должен быть издан в ближайшее время.
  2. ПВ создан в рамках проекта Правления КМСФО по раскрытию информации о финансовых рисках и других изменений в требованиях к раскрытию информации о финансовых инструментах.
  3. Так как ожидается, что ПВ будет издан вскоре после встречи Консультативного совета по стандартам (и ранее, чем пройдет следующая встреча Правления КМСФО), маловероятно, что после встречи КСС в ПВ будут внесены какие-либо изменения.

Основные черты Предварительного Варианта

  1. ПВ является проектом нового МСФО (IFRS), который заменит МСФО (IAS) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых организациях», а также раздел о раскрытии информации в МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». Данный новый Международный стандарт финансовой отчетности будет назван «Финансовые инструменты: раскрытие информации».
  2. ПВ предлагает объединить в новом стандарте многие требования, ранее содержавшиеся в МСФО (IAS) 32, включая формат и расположение раскрываемой информации, учет хеджирования, справедливую стоимость, учетную политику и другие требования к раскрытию информации (параграф 94). В ПВ также содержится предложение добавить в МСФО новые требования:
    1. по расширенному раскрытию информации о бухгалтерском балансе, а также отчете о прибылях и убытках;
    2. качественного раскрытия информации о подверженности рискам, возникающих в результате операций с финансовыми инструментами, включая описание задач менеджмента, политику и способы управления этими рисками;
    3. качественного раскрытия информации о подверженности рискам, возникающим в результате операций с финансовыми инструментами, основанного на внутренней информации, подготовленной для основного руководящего персонала компании;
    4. определенных минимальных требований к раскрытию информации о кредитных рисках, рисках ликвидности, а также рыночных рисках (для последнего — включая раскрытие информации о риске ставки процента и валютном риске).
  3. ПВ содержит предложение о создании «Руководства по применению», которое описывает, как правильно раскрывать информацию, требуемую данным ПВ.
  4. Также, Правление предлагает включить в новый МСФО требование о раскрытии информации, связанной с капиталом компании. Несмотря на это, Правление решило не включать в ПВ требование к раскрытию информации о наличии и уровне определенных требований к уровню капитала компании, наложенных органами пруденциального надзора. Правление обратило внимание на то, что такая информация позволила бы пользователям финансовой отчетности узнать оценку риска органами пруденциального надзора и улучшила бы прозрачность финансовой отчетности и рыночную дисциплину. Однако, Правление приняло решение не включать требование о раскрытии информации об определенных требованиях к уровню капитала компании по следующим причинам:
    1. пользователи финансовой отчетности могут полагаться, в первую очередь, на оценку риска платежеспособности, сделанную регулирующим органом, не делая собственной оценки риска.
    2. оценка рисков регулятором осуществляется для тех, чьи интересы защищаются соответствующими нормативными документами (например, вкладчики банка). Такой подход отличается от подхода инвесторов банка, и предложение о возможности, или необходимости, заменить независимый анализ, проводимый инвестором, оценкой рисков, проводимой регулятором, может ввести в заблуждение.
    3. раскрытие информации об определенных требованиях к уровню капитала компании, установленных регулирующим органом, может подорвать способность регулирующего органа устанавливать такие требования;
    4. так как регулирующие органы обладают различными средствами регулирования, к примеру, такими как (i) формальные требования (ii) моральное воздействие, то требование к раскрытию информации об определенных требованиях компании к уровню капитала не может быть установлено таким образом, чтобы обеспечить представление информации, сопоставимой между различными компаниями и т.д.

    Правление решило ввести требование раскрывать информацию о том, выполнила ли компания любые внешне установленные требования к уровню капитала в течение периода, и, если нет, то каковы результаты невыполнения. Данное требование сохраняет конфиденциальность в отношениях между регулирующим органом и компанией, но предупреждает пользователей финансовой отчетности о возможных нарушениях требований к уровню капитала и их последствий.

Вопросы для обсуждения

  1. В параграфах, приведенных ниже, более подробно описываются основные черты Предварительного Варианта МСФО, причины их рассмотрения, а также вопросы для членов SAC, которые планируется задать в Предварительном Варианте стандарта.

Вопрос 1 — Применимость ПВ

  1. ПВ предлагает, чтобы содержащиеся в нем требования применялись ко всем компаниям, у которых имеются финансовые инструменты, в рамках МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации». Правление обсуждало вопрос ограничения действия стандарта для организаций, занимающихся определенной финансовой деятельностью. Но было решено не вводить такое ограничение, так как требования к раскрытию информации, содержащиеся в стандарте, являются полезными для пользователей финансовой отчетности любых компаний.
  2. Кроме того, Правление также решило не вводить освобождение от требований стандарта для:
    1. Страховых компаний;
    2. Малых и средних компаний.
  3. Согласны ли Вы с предложенными вариантами применения нового МСФО? Если нет, то исключения для каких компаний Вы предложили бы?

Вопрос 2 — Расположение требований к раскрытию информации о рисках, возникающих в результате операций с финансовыми инструментами

  1. Правление обсуждало вопрос о том, должна ли раскрываемая информация о рисках, возникающих в результате операций с финансовыми инструментами, включаться в финансовую отчетность (и, следовательно, быть объектами аудита), или же она должна быть частью информации, подготовленной руководством, которая не отражается в финансовой отчетности (и не является объектом аудита). Однако, Правление заметило, что на данный момент а Международных стандартах финансовой отчетности не существует каких-либо требований к включаемой в финансовую отчетность информации, такой как комментарии руководства, поэтому Правление не обладает иным механизмом для того, чтобы гарантировать обеспечение пользователей необходимой информацией. Правление выдвинуло предложение, чтобы компании раскрывали в своей финансовой отчетности информацию о рисках, возникающих в результате операций с финансовыми инструментами, так как без этой информации финансовая отчетность компаний будет не полной и потенциально вводящей в заблуждение пользователей финансовой отчетности. Ранее МСФО (IAS) 32 содержал требование к раскрытию информации такого рода в финансовой отчетности.
  2. Согласны ли Вы, что предложенные требования к раскрытию информации, содержащиеся в ПВ, должны включаться в финансовую отчетность компаний? Если нет, то почему?

Вопрос 3 — раскрытие информации о справедливой стоимости залога и других средств обеспечения кредита

  1. ПВ содержит предложение в случаях подверженности кредитным рискам требовать раскрытия информации о справедливой стоимости залога, выданного в виде ценной бумаги и других средств обеспечения кредита, кроме случаев, когда это практически невозможно. Раскрытие этой информации позволит получить сведения об убытках, которые компания ожидает понести в случае невыплаты залога.


  2. Правление также приняло решение не включать в ПВ требование раскрытия информации о справедливой стоимости выданного залога, если это невозможно.
  3. Целесообразно ли данное предложение? Если нет, то почему? Какие бы еще Вы могли предложить альтернативные требования к раскрытию информации?

Вопрос 4 — раскрытие информации об анализе чувствительности

  1. В ПВ предлагается включить требование раскрытия информации об анализе чувствительности (sensitivity analysis) для каждого типа рыночных рисков для тех компаний, которые подвержены рыночным рискам, возникающим в результате операций с финансовыми инструментами. Правление решило включить такое требование раскрытия информации в стандарт, так как:
    1. пользователи финансовой отчетности периодически требуют раскрытия информации об анализе чувствительности;
    2. Информация об анализе чувствительности может быть раскрыта для всех типов рыночных рисков, и всеми компаниями, а также ее достаточно легко подсчитать.
    3. Такое требование было бы минимальным требованием, применимым ко всем компаниям (включая также нефинансовые организации), которые обладают финансовыми инструментами. Оно подкреплялось бы раскрытием информации о том, как компания управляет рисками. Это самое простое и самое подходящее требование раскрытия информации, в отличие от др. подходов, включая такие как раскрытие информации о сроках и условиях, анализе разниц в процентных ставках при определении риска процентной ставки, содержащихся в МСФО (IAS) 32, так как новые требования основываются на информации, которую использует руководство компании.
  2. Однако, простой анализ чувствительности, который показывает изменение в одной переменной, имеет ограничения. Например, анализ может не показывать нелинейность в чувствительности, или не раскрывать информацию о влиянии взаимозависимости между переменными. По первой проблеме, Правление приняло решение включить в стандарт дополнительное требование раскрытия информации в случае, если анализ чувствительности не характерен для риска, присущего финансовым инструментам. По второй проблеме Правление заметило, что оно могло бы включить требование более сложного анализа чувствительности, который учитывает взаимозависимости между рисками. Однако, анализ такого рода, хоть и более информативный, но и более сложный и дорогостоящий. Следовательно, Правление приняло решение не требовать от компаний проведения такого анализа, но разрешить раскрывать информацию о нем, когда такой анализ используется руководством для управления рисками.
  3. Кроме того, Правление обратило внимание на то, что информация, получаемая в результате проведения анализа чувствительности не будет сопоставимой среди компаний. Более сопоставимую информацию можно было бы получить, если бы Правление установило определенные требования для обрабатываемой информации, процесса и методологии анализа, например требование раскрытия информации о влиянии параллельного сдвига кривой дохода на 100 пунктов. Однако, Правление решило не устанавливать таких специальных требований, т.к. вероятно возможное изменение переменной значимого риска в одной экономической среде (такого как ставка процента), может не быть вероятно возможным в другой (такой, как экономика с высоким уровнем инфляции). Поэтому, Правление приняло решение о том, что предпочтительнее требовать от компаний раскрывать влияние вероятно возможных изменений переменных значимого риска, и предоставить право компаниям самим определять, каковы эти вероятно возможные изменения.
  4. 20. Правление решило, что предложенный анализ чувствительности позволяет получить более полезную информацию для пользователей финансовой отчетности, чем следующие требования, содержащиеся в МСФО (IAS) 32:
    1. раскрытие информации о сроках и условиях финансовых инструментов;
    2. раскрытие информации о подверженности риску процентной ставки, включая предусмотренные договором даты изменения ставки процента или наступления срока платежа;

    Таким образом, Правление приняло решение отменить данные требования.

  5. Применимо ли предложенное требование раскрытия информации об анализе чувствительности для всех компаний? Если нет, то почему? Какие альтернативные варианты требований раскрытия информации о рыночных рисках, которые помогли бы пользователям финансовой отчетности, оценивающим характер и степень рыночного риска, Вы могли бы предложить?

Вопрос 5 — Предложенные требования раскрытия информации о капитале

  1. Правление полагает, что уровень капитала компании и то, как она им управляет — важный фактор в оценке профиля риска компании, а также возможность противостоять неожиданным неблагоприятным событиям. Правление также полагает, что информация о капитале может быть полезной для всех компаний, и, как доказано на практике, некоторые компании самостоятельно устанавливают внутренние требования к уровню капитала, а также соответствующие нормативы были установлены для некоторых отраслей промышленности.
  2. Поэтому в ПВ предлагается требовать раскрытия информации, которая помогает пользователям финансовой отчетности оценивать природу и объем капитала компаний. Они требуют раскрывать следующую информацию:
    1. Качественные характеристики целей, политики и способов управления капиталом компании;
    2. краткие количественные данные об инструментах, которые компания относит к капиталу, а также цели капитала, установленные руководством;
    3. информацию о том, выполнила ли в течение периода компания цели капитала, установленные управлением, и установленные внешними органами требования к уровню капитала;
    4. если компания не выполнила цели капитала, установленные руководством или установленные внешними органами требования к уровню капитала, последствия невыполнения;
  3. Целесообразно ли данное предложение? Если нет, то почему? Какие бы еще Вы могли предложить альтернативные требования к раскрытию информации?

Вопрос 6 — другие требования к раскрытию информации

  1. В ПВ содержится предложение включить в новый стандарт требования к раскрытию информации, связанные с финансовыми инструментами и содержащиеся в МСФО (IAS) 32, таким образом, чтобы все требования к раскрытию информации о финансовых инструментах были включены в один стандарт. Также в ПВ предложено включить в новый МСФО следующие требования к раскрытию:
    1. информации о финансовых активах и финансовых обязательствах, в соответствии с классификацией для целей оценки МСФО (IAS) 39.
    2. информации о суммах, признанных в отчете о доходе, в соответствии с классификацией для целей оценки МСФО (IAS) 39.
    3. информации об использовании оценочного резерва (allowance account), когда один уже использован;
    4. информации о доходах в виде гонораров и расходах, возникающих в результате финансовой деятельности, отличных от сумм, включенных в определение эффективной ставки процента (в рамках списка необходимых статей доходов и расходов, приведенного в МСФО (IAS) 32).
  2. Целесообразны ли данные предложения? Если нет, то почему? Какие бы еще Вы могли предложить альтернативные требования к раскрытию информации?

Вопрос 7 — Косвенные поправки к МСФО (IFRS) 4

  1. ПВ содержит предложение косвенных поправок к требованиям раскрытия информации о рисках, содержащихся в МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования». Предлагается согласовать их с требованиями, предложенными в предварительном варианте стандарта МСФО. Требования, содержащиеся в МСФО (IFRS) 4 были основаны на требованиях к раскрытию информации, которые содержатся в МСФО (IAS) 32, и которые данный ПВ предлагает изменить.
  2. Правление обратило внимание на то, что МСФО (IFRS) 4 был выпушен всего несколько месяцев до создания данного ПВ, и кто-то может полагать, что делать поправки к нему довольно рано. Правление также признает тот факт, что страховые компании, начавшие собирать информацию, необходимую для выполнения требований к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 4, могут отрицательно отнестись к новому изменению.
  3. Тем не менее, далее приводятся причины Правления, по которым было внесено предложение данных поправок:
    1. Требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 4 были основаны на требованиях других стандартов, в частности МСФО (IAS) 32, или представляли собой применение тех требований. Предложения в ПВ заменяют многие требования в МСФО (IAS) 32, на которых базировались требования к раскрытию информации в МСФО (IFRS) 4, демонстрируя необходимость внесения косвенных поправок к МСФО (IFRS) 4 (как минимум, можно было бы заменить ссылки в МСФО (IFRS) 4 на МСФО (IAS) 32, ссылками на аналогичные требования в новом стандарте МСФО).
    2. У страховых компаний будут и договоры страхования, и финансовые инструменты. В частности, некоторые инвестиционные продукты, выпущенные страховой компанией, являются финансовыми инструментами, а не договорами страхования в соответствии с МСФО. Было бы намного удобнее для пользователей финансовой отчетности и легче для компаний, готовящих финансовую отчетность, если бы требования к раскрытию информации о рисках для договоров страхования и финансовых инструментов были одинаковы.
    3. Создание полностью совместимых с ПВ требований к раскрытию информации в МСФО 4, позволило бы облегчить подготовку раскрываемой информации. В частности, ПВ предлагает удалить требование раскрытия информации о «сроках и условиях», содержащееся в параграфе 39(b) МСФО 4. Некоторые комментаторы к ПВ5, предварительному варианту, предшествовавшему МСФО (IFRS) 4, возражали против данного требования раскрытия информации, полагая, что оно достаточно сложное, и не несет полезной информации. Правление откладывало рассмотрение этих критических замечаний до тех пор, пока данный проект не был завершен.
    4. Требования к раскрытию информации, предложенные в данном ПВ, были разработаны для применения в совокупности, и если применение будет осуществляется частично, это приведет к получению пользователями финансовой отчетности неполной информации.
    5. Вероятнее всего, после завершения Фазы 2 проекта «Страхование» более не потребуется вносить какие-либо изменения в требования к раскрытию информации о рисках (хотя ожидается внесение изменений в требования к раскрытию информации, имеющие отношение к финансовой отчетности). Однако, руководство по раскрытию информации, содержащееся в МСФО (IFRS) 4, может потребовать внесения изменений, когда Фаза 2 будет завершена, как говорится в BC.207 МСФО (IFRS) 4.
  4. Правление пришло к выводу, что данные аргументы убедительны. Поэтому, Предварительный Вариант содержит предложение внести изменения в МСФО (IFRS) 4, чтобы сделать содержащиеся в нем требования полностью совместимыми с предложенными в ПВ.
  5. Согласны ли Вы с тем, что требования к раскрытию информации о рисках, установленные в МСФО (IFRS) 4 должны быть исправлены для того, чтобы сделать их полностью совместимыми с требованиями, предлагаемыми в предварительном варианте МСФО? Если нет, то почему? Какие поправки Вы бы внесли до окончания Фазы 2 проекта «Страхование»?

Вопрос 8 — Дата вступления в силу и переход

  1. Правление обсуждало вопрос даты вступления в силу предварительного варианта МСФО. Правление призвано обеспечивать «стабильную основу» неизмененных стандартов в течение периода до 2005 года, когда многие компании должны будут применить МСФО впервые. Кроме того, некоторым компаниям, занимающимся подготовкой финансовой отчетности, нужно время для того, чтобы произвести системные изменения, необходимые для выполнения ПВ МСФО.
  2. Однако, Правление было проинформировано о том, что некоторые компании, которые переходят на МСФО с 2005 года, хотели бы применять требования к раскрытию информации, предложенные в проекте МСФО с момента первого применения международных стандартов, в связи с тем, что:
    1. Предложенные требования в ПВ МСФО, в частности предложенное требование к раскрытию информации о рисках, более «свежие», чем существующие требования в МСФО (IAS) 32 и МСФО (IAS) 30, более существенны для пользователей финансовой отчетности и более просты для подготовки;
    2. Это было бы напрасным трудом для компаний, готовящих финансовую отчетность и ее пользователей, перейти с местных стандартов GAAP на МСФО (IAS) 30/32, а через один-два года снова перестаиваться на новые предложенные требования к раскрытию информации о рисках.
  3. Поэтому, Правление решило, что данный ПВ МСФО вступает в силу для финансовой отчетности, охватывающей периоды, начинающиеся с или после 1 января 2007 года, причем раннее применение приветствуется.
  4. Что касается перехода, то основной вопрос, который в связи с этим возникает, — обязана ли компания, выбравшая раннее применение требований, предложенных в ПВ МСФО, раскрывать сравнительную информацию в первый год применения Международных стандартов финансовой отчетности. Правление полагает, что освобождение от такого требования не нужно для компаний, которые будут обязаны применять требования, когда они вступят в официальную силу. Такие компании должны будут раскрывать сравнительную информацию, т.к. до вступления требований в официальную силу достаточно много времени, чтобы подготовить такую информацию. Правление привело следующие аргументы в пользу освобождения компаний, выбравших раннее применение требований, предложенных в ПВ МСФО, от требования раскрывать сравнительную информацию:
    1. в МСФО (IAS) 32 содержится освобождение для компаний, впервые применяющих МСФО ранее 1 января 2006 года. Данное освобождение позволяет таким компаниям не раскрыать сравнительную информацию в соответствии с МСФО 32 в первый год применения МСФО. Могут возникнуть споры относительно того, должны ли те компании, которые выбирают раннее применение ПВ МСФО, также получить аналогичное освобождение. В противном случае такие компании могут выбрать применение старого, менее существенного, стандарта, чтобы избежать необходимости раскрывать сравнительную информацию за 2004 год.
    2. Некоторые компании, выбравшие раннее применение новых предложенных в ПВ требований к раскрытию информации о рисках, могут не обладать всеми необходимыми данными для раскрытия сравнительной информации.
    3. Необходимость делать раскрытие сравнительной информации может быть препятствием более раннего применения компаниями новых предложенных в ПВ требований к раскрытию информации о рисках.
  5. Правление также отметило следующие аргументы в пользу раскрытия сравнительной информации всеми компаниями:
    1. Предложенные в данном ПВ раскрытия информации будут более полезными, если они будут дополнены сравнительной информацией;
    2. Большинство предложенных требований не должны быть обременительными в выполнении, как, например, когда они основываются на внутренне используемой информации для управления рисками, или же на информации на конец года.
  6. В результате Правление решило освободить компании, которые (a) впервые применяют МСФО до 1 января 2006 года и (b) применяют предложенные требования ПВ МСФО ранее этой даты, от требования раскрывать сравнительную информацию, в соответствии с ПВ МСФО в первый год перехода на МСФО. Правление отметило, что такое освобождение содержится в МСФО (IAS) 32 и МСФО (IFRS) 4, и что данное освобождение применялось бы аналогично к поправкам, предложенным в ПВ МСФО.
  7. Целесообразны ли предложенные дата вступления в силу стандарта и требования перехода? Если нет, то почему? Какие другие варианты Вы могли бы предложить?

Вопрос 9 — Различия с американским ПВ SFAS «Оценки справедливой стоимости», выпущенным Советом по финансовой отчетности США

  1. Американский предварительный вариант SFAS «Оценки справедливой стоимости» открыт для всеобщего обсуждения в настоящее время. ПВ предлагает руководство по оценке справедливой стоимости, которая бы широко применялась к финансовым и нефинансовым активам и обязательствам, которые оценены по справедливой стоимости в соответствии с другими стандартами FASB. Этот ПВ предлагает раскрывать информацию об использовании справедливой стоимости при оценке активов и обязательств, включая:
    1. суммы справедливой стоимости признанные в балансе, в итоге и в качестве процентного соотношения общего числа активов и обязательств;
    2. Долю сумм справедливой стоимости, определенную с использованием (1) котировок активного рынка и (2) других методов оценки, отражая степень, в которой котировки и другие значительные рыночные данные были использованы.
  2. Правление отметило, что в американском ПВ требования к раскрытию информации аналогичны с требованиями в 36 параграфе ПВ МСФО (в настоящее время — с требованиями в параграфе 92 МСФО 32).
  3. Согласны ли Вы, что предложенные в данном ПВ требования позволяют достаточно раскрыть информацию о справедливой стоимости по сравнению с американским ПВ? Если нет, то почему, и какие бы изменения к проекту МСФО (IFRS) Вы бы предложили?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *