Проблемы применения МСФО в разных странах

В конце ноября (21-23 ноября) в Женеве состоялась 22 Сессия Межправительственной рабочей группы экспертов по международным ситандартам учета и отчетности (Intergovernmental Working Group of Experts on International Standards of Accounting and Reporting – ISAR) ЮНКТАД (United Nations Conference on Trade and Development – UNCTAD). ISAR была создана по решению Экономического и Социального Совета ООН в 1982 году с целью участия в процессе международной гармонизации требований к учету и отчетности.  ISAR активно участвует в данном процессе, обеспечивая понимание проблем применения международных стандартов развивающимися странами и странами с переходной экономикой, и помогая данным странам в применении наилучшей междунардной практики.

Одним из вопросов повестки дня являлось обсуждение проблем практического применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Секретариатом ЮНКТАД был подготовлен документ, содержащий обзор вопросов, связанных с практическим применением МСФО (TD/B/COM.2/ISAR/28). Настоящий доклад основан, в первую очередь, на положениях данного документа. Кроме того, при его подготовке были использованы выступления докладчиков, связанные с данным вопросом повестки Сессии.

В документе ЮНКТАД были рассмотрены три основные группы вопросов:

  • последние тенденции процесса конвергенции с МСФО;
  • ключевые вопросы практического применения МСФО;
  • предварительные наблюдения о влиянии внедрения МСФО на финансовую отчетность.

Последние тенденции процесса конвергенции с МСФО

Необходимость единого набора мировых стандартов финансовой отчетности связана с глобализацией мировой экономики. За последние три десятилетия существенно возросла степень интеграции и глобализации финансовых рынков. Например, в настоящее время 495 не американских компаний из 47 стран находятся в листинге Нью-Йоркской биржи, что составляет 20% листинга и 33% общей рыночной капитализации. Признавая степень взаимозависимости международных рынков капитала, Форум  Финансовой Стабильности (Financial Stability Forum) идентифицировал МСФО как один из 12 наборов глобальных стандартов, необходимых для устойчивого функционирования глобальной экономики.

В этой связи, все больше стран начинают применять МСФО как основу для составления финансовой отчетности компаний, поскольку это помогает повысить прозрачность отчетности, улучшить ее качество, снизить стоимость капитала, инициировать поток инвестиций. Интересными являются цифры расходов, связанных с выполнением требований определенных дополнительных стандартов, необходимых для листинга: в соответствии с некоторыми оценками каждая из 250 европейских компаний, имеющая листинг на фондовых биржах США, тратит от 5 до 10 миллионов долларов ежегодно на проведение выверки (reconciliation) своей отчетности для выполнение требований ГААП США.

В настоящий момент способы применения МСФО на национальном уровне варьируются. В ЕС  МСФО обязательны к применению европейскими листинговыми компаниям для составления консолидированной отчетности. При этом странам-членам ЕС дано право самостоятельно решать вопрос о применении МСФО для нелистинговых компаний и для составления индивидуальной отчетности листинговых компаний. Некоторые страны требуют использования МСФО всеми листинговыми компаниями (например, Армения, Бахрейн, Эквадор, Кения, Никарагуа и др.). В некоторых же странах не разрешено использовать МСФО для листинга без соответствующей дополнительной выверки на предмет соотвествтвия национальным стандартам (например, США).

В настоящий момент Совет по международным стандартам (IASB) ведет большую работу в рамках проекта конвергенции (проект по устранению различий между международными и национальными стандартами), в частности с америкнским Советом по стандартам финансовой отчетности (FASB). Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) объявила о намерении отменить требование выверки к 2009 году. К проекту конвергенции также присоединились Япония и Канада. В Европе также ведется работа по признанию отличных от МСФО стандартов для листинга. В июле 2005 года в ЕС было принято решение о возможности листинга на европейских рынках иностранных компаний, использующих для составления финансовой отчетности ГААП США, ГААП Канады или ГААП Японии, при соотвествующих дополнительных раскрытиях информации об основных несоотвествиях между данными стандартами и МСФО (данное решение было принято на основе исследования эквивалентности различных стандартов МСФО, проведенного Комитетом европейских регуляторов ценных бумаг (Committee of European Securities Regulators – CESR).

Таким образом, МСФО приобретают все больший вес в международном сообществе как за счет прямого внедрения МСФО в национальную практику, так и за счет конвергенции требований международных и национальных стандартов.

Ключевые вопросы практического применения МСФО

Среди основных проблем применения МСФО были выделены следующие группы проблем:

  • сфера применения МСФО;
  • институциональные вопросы;
  • вопросы правового внедрения (enforcement);
  • технические вопросы.

Сфера применения МСФО

В связи с тем, что применение МСФО выходит на национальный уровень, во многих странах возникает проблема инкорпорирования МСФО в национальное законодательство. Внедрение МСФО в деловую практику страны может потребовать изменения национальных законов, касающихся различных вопросов.

Поскольку МСФО, в первую очередь, предназначены для крупных листинговых компаний, которые часто предсталяют собой группу, то есть составляют консолидированную отчетность, возникает проблема их применения для среднего и малого бизнеса (средние и малые предприятия – СМП). Широко дискутируются вопросы о том, необходим ли отдельный набор международных стандартов финансовой отчетности для среднего и малого бизнеса; должны ли они базироваться на тех же методологическизх основах, что и действующие МСФО; не превесят ли затраты на применение МСФО средними и малыми предприятиями выгоды от использования этих стандартов в силу их большой сложности; должен ли процесс международной гармонизации финансового учета и отчетности затрагивать малые предприятия, или их регулирование должно осуществляться на национальном уровне. К настоящему моменту ISAR разработала и выпустила Руководства по учету и финансовой отчетности для двух уровней СМП (Guidance on Accounting and Financial Reporting for SMEs– Level 2 and Level 3), базирующиеся на МСФО и призванные облегчить переход от более низкого к более высокому уровню применения МСФО для растущего малого и среднего бизнеса. IASB с 2001 года ведет проект по СМП. Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC) создала специальную рабочую группу для рассмотрения данного вопроса.

Институциональные вопросы

На международном уровне все больше усилий предпринимается для преодоления сложностей по применению МСФО, выработки механизма по разработке глобальных стандартов, создания институционального механизма, обеспечивающего последовательное и непротиворечивое применение МСФО в разных странах.

IFAC провела исследование по проблемам и успешным решениям вопросов применения МСФО и международных стандартов аудита, Мировой банк (World Bank) готовит регулярные Отчеты о соблюдении стандартов и кодексов (Reports on Observance of Standards and Codes – ROSC). В июле 2005 года была изменена Конституция Комитета по международным стандартам (International Accounting Standards Committee Foundation – IASCF), что повлекло за собой ряд организационных изменений:

  1. количество Попечителей (Trustees) было увеличено с 19 до 22 человек за счет представителй стран не относящихся к Северной Америке и Европе, и была подчеркнута необходимость понимания ими проблем, связанных с применением МСФО;
  2. несколько изменились функции Консультационного совета по стандартам (Standards Advisory Council – SAC) – он должен более активно обеспечивать взаимосвязь своих членов с Попечителями и Советом по международным стандартам (IASB) в решении вопросов стратегии процесса разработки стандартов и их применения , уменьшилось количество его членов с 60 до 40 человек, председателем был назначен представитель Бразилии;
  3. кроме задачи по разработке Интерпретаций, перед Комитетом по интерпретациям (International Financial Reporting Interpretations Committee – IFRIC) поставлена задача разработки Руководств по применению МСФО, что обусловлено возрастающими потребностями в такого рода документах в связи с более активным практическим применением МСФО.

Однако, следует отметить до сих пор представительство развивающихся стран в составе IASCF недостаточно; применение МСФО на практике затруднено как в силу различий между компаниями их применяющими (размер, традиции, сложность организационной структуры), так и в силу постоянного изменения самих МСФО. В этой связи возможно необходим дополнительный механизм, обеспечивающий последовательность применения МСФО. В июле 2005 года Европейская консультационная группа по финансовой отчетности (European Financial Reporting Advisory Group – EFRAG) выпустила дискусcионный документ «Достижение последовательного применения МСФО в ЕС» (“Achieving Consistent Application of IFRS in the EU”), целью которого являлся сбор информации о вопросах применения МСФО в Европе и оценка необходимости дальнейших действий. Некоторые эксперты считают возможным решением разработку технических руководств на национальном уровне, отражающих национальную специфику.

Эффективное применение МСФО может быть обеспечено лишь при условии наличия механизма взаимодействия между разработчиками международных стандартов и национальными регулирующими органами. Несмотря на то, что IASB выпустил Меморандум понимания роли органов, устанавливающих стандарты, и их отношений с IASB (Memorandum of Understanding on the Role of Accounting Standard Setters and Their Relationship with IASB), необходима дальнейшая работа по развитию взаимоотношений между разработчиками стандартов на национальном и международном уровнях.

Одним из вопросов такого взаимодействия является перевод МСФО на другие языки. Перевод текста МСФО представляет собой достаточно сложную проблему, как с технической (сложный порнятийный аппарат) точки зрения, так и с точки зрения времени и ресурсов. Соответственно, необходима разработка механизма получения консультаций от IASB, в частности, по поводу терминологии, особенно в случаях конфликта с действующей национальной терминологией или законодательством. Наличие такого механизма является принципиально необходимым на начальном этапе практического применения МСФО. Различия в переводе могут привести к отсутствию последовательности применения МСФО в различных странах. Задержки с переводом могут привести к тому, что в разных странах будут применяться разные версии МСФО в силу отсутствия перевода новых или измененнных стандартов.  Соответственно должен быть разработана координационная программа предусматривающая временной лаг для перевода, созданы соответствующие базы данных.

Следующей проблемой в применении МСФО  является подготовка кадров и разработка учебных материалов, соответствующих требованиям МСФО. В настоящий момент ощущается недостаток учебных материалов и квалификационных програм, предтавляющих возможность сертификации по МСФО, отсутствует механизм их независимой оценки на предмет соответствия МСФО. Следует также отметить, что необходимы значительные усилия по переобучению специалистов, в частности, занимающихся подготовкой отчетности, особенно в странах, где применение профессионального суждения не являлось типичной практикой

Поскольку стандарты отчетности не могут «функционировать» сами по себе, то в дополнение к высокому качеству самих стандартов, успех их применения зависит от наличия инфраструктуры финансовой отчетности: эффективной практики корпоративного управления (corporate governance), высококачественных стандартов и практики аудита, эффективного механизма правового внедрения и отслеживания порядка выполнения. Соответственно, необходима координация дейсттвий всех заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровнях.

Кроме этого, на национальном уровне должно быть выработана четкая стратегия применения МСФО, которая, с одной стороны, должна учитывать планы IASB, имея при этом в виду, что МСФО это «движущаяся цель», а с другой стороны, учитывать национальную специфику: порядок инкорпорирования в национальное законодательство, необходимость разработки руководства по применению МСФО и т.п.

Еще одной проблемой является порядок одобрения МСФО для применения, то есть разработка механизма одобрения МСФО для применения. Как известно, в ЕС международные стандарты, разработанные  IASB, должны пройти определенную процедуру одобрения, в процессе которой могут возникнуть конфликтные ситуации, в частности непринятие ряда положений МСФО, разработанных IASB (как было с IAS 39). В этой связи возникает проблема наличия разных «наборов» МСФО: МСФО, разработанные IASB; МСФО, одобренные в определенных странах. Кроме того, механизм одобрения предполагает наличие высококвалифицированных специалистов во всех вовлеченных в процесс принятия МСФО группах: регулирующие органы, налоговые органы, инвесторы, финансовые аналитики и рейтинговые агенства, общественность, образовательные учреждения.

Следующей проблемой применения МСФО на национальном уровне является необходимость координации требований всех законодательных актов, затронутых или  связанных с применением МСФО, определения места МСФО в законодательной системе, оценки влияния перехода на МСФО на смежные отрасли. Например, в стране может существовать законодательный акт, определяющий лимит заемных средств для компании в зависимости от величины собственнного капитала, отраженного в балансе, который составлен по национальным стандартам; соответственно, при переходе на МСФО величина собственного капитала может измениться, и  следовательно необходимо предусмотреть данную ситуацию в соответствующих нормативных актах. Кроме этого, одним из принципиальных вопросов является вопрос о выплате дивидендов, порядок выплаты и величина которых, обычно, базируются на суммах, отраженных в отчетности, составленной по национальным стандартам, в частности на величине накопленной нераспределенной чистой прибыли. При переходе на МСФО данная сумма может измениться, что создаст определенные сложности для понимания отчетности инвесторами.

Вопросы правового внедрения (enforcement)

Выработка эффективного механизма правового внедрения МСФО в национальную практику явлется одной из принципиальных проблем, требующих решения на национальном уровне. В силу различия способов правового регулированиия, сложившихся в разных странах, необходимы усилия на международном и наднациональном уровнях по координации механизмов правового внедрения.

В настоящий момент Международная организация комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions – IOSCO) представляет собой структуру, играющую важную роль в процессе координации деятельности по внедрению МСФО на национальных уровнях для листинговых компаний. В мае 2005 года IOSCO объявила о том, что ее Еехнический комитет начал проект по»регулятивным интерпретациям МСФО» (regulatory interpretations of IFRS), целью которого является обеспечение взаимодействия членов IOSCO для последовательного применения и внедрения МСФО.

На региональном уровне, наиболее значимой структурой является ЕС, где вопросы скоординированного внедрения стандартов в практику стран-членов не являются новыми. Уже в 2001 году Европейская Комиссия основала Комитет европейских регуляторов ценных бумаг (CESR), основной задачей которого являлось улучшение координации между национальными регуляторами ценных бумаг. К настоящему времени CESR выпустил два стандарта, относящихся к правовому внедрению финансовой информации и координации деятельности по внедрению.

Технические вопросы

Высокая и постоянно увеличивающаяся сложность МСФО и большой объем стандартов делают задачу практического применения более сложной, особенно для развивающихся стран. Поскольку стандарты являются «ориентированными на принципы» (principle based), это может привести к непоследовательному применению в разных странах, имеющих свою исторически обусловленную специфику учета, или не имеющих достаточно опытной и квалификацированной бухгалтерской профессии. При наличии альтернатив в стандартах, очевидно что будет выбираться вариант наиболее близкий к существующим в стране национальным стандартам.

Еще одной сложной технической проблемой является вопрос оценки по справедливой стоимости, которая широко используется в МСФО. Однако, для того, чтобы оценка по справедливой стоимости была репрезентативной необходимо наличие высоко развитых ликвидных рынков капитала. Поскольку степень развития рынков капитала варьируется, то оценка по справедливой стоимости может быть затруднена. Несмотря на то, что, согласно требованиям МСФО, для оценки справедливой стоимости при отсутствии активного рынка могут быть произведены определенные математические расчеты (дисконтирование), следует отметить, что данные расчеты также базируются на прогнзировании денежных потоков и ставке дисконтирования, которые требуют определенной степени развитости рынков. Кроме этого, для стран, где традиционно превалирующей оценкой была историческая стоимость, концепция справедливой стоимости в принципе может оказаться сложной для применения.

МСФО требуют применения профессионального суждения, оценки вероятности, использования определенных технических оценок и расчетов (актуарные оценки, оценка недвижимости профессиональными оценщиками). Соответственно, необходимо наличие специалистов, обладающих такими знаниями, и соотвествующих институтов. Различный страновой опыт и различная степень развитости специализированных институтов могут привести к различной трактовке вышеназванных требований МСФО, что будет снижать сравнимость финансовой отчетности в международном масштабе.

Таким образом, круг проблем, связанных с процессом практического применения МСФО достаточно широк. Их решение потребует совместных усилий различных заинтересованных сторон как на национальном, так и на международном уровнях.

Предварительные наблюдения о влиянии внедрения МСФО на финансовую отчетность

Поскольку в ряде стран уже за 2005 год некоторые компании будут обязаны составлять отчетность (в первую очердь консолидированную) в соответствии с МСФО, к настоящему моменту некоторые из них уже опубликовали предварительные результаты, например, сравнительные данные за 2004 год или основные показатели (большинство этих данных непроаудированы), отражающие влияние перехода на МСФО на финансовую отчетность.

Исследование 28 крупных европейских компаний, которые отразили влияние перехода на МСФО на свою финансовую отчетность, показывает, что обязательства выросли в среднем на 16%, а чистая прибыль снизилась в среднем на 3%. Наибольшее влияние на финансовую отчетность оказывает определенный ряд требований МСФО. Например, требование тестирования гудвилл на предмет обесценения (вместо амортизации гудвилл, что характерно для многих национальных стандартов) (компания Vodafone объявила следующие данные: согласно UK GAAP убыток до налогобложения составил 2,18 млрд. фунтов, а согласно IFRS прибыль до налогобложения составила 4,54 млрд. фунтов, что было обусловлено тем фактом, что компания больше не начисляла амортизацию гудвилл). Кроме этого, среди таких требований можно выделить обязательность начисления ряда резервов (обязательств с неопределенной суммой или сроком), отложенных налогов, пенсионных обязательств и т.д.

Таким образом, влияние перехода на МСФО на финансовую отчетность может быть достаточно значительным.

В заключение можно отметить, что идентификация проблем практического применения МСФО и обмен опытом их решения являются одним из ключевых факторов успеха в процессе создания единых высококачественных и применимых стандартов финансовой отчетности, обеспечивающих информацией международные рынки капитала.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *