МСФО: не страшно, но накладно

Эпопея с переводом российского бизнеса на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) грозит некоторым фирмам серьезными потерями. Но не по налогам, как иногда опасаются.

В середине сентября был утвержден очередной план мероприятий по внедрению МСФО в России. Он предусматривает поэтапный, до 2007 года, переход компаний на международные стандарты составления бухгалтерской отчетности. Цель — увеличение прозрачности отчетности фирм для внешних пользователей: инвесторов, государства и др. Идти к «светлому будущему» разным компаниям придется различными путями: кому-то предстоит руководствоваться международными стандартами в чистом виде, кому-то -работать по адаптированным российским правилам учета, которые будут максимально приближены к МСФО. Но вопросы перед ними встанут одинаковые.

ВОПРОС №1:
Сможет ли бухгалтерия по-прежнему «рисовать отчетность»?

Не секрет, что для большинства компаний прозрачность -скорее зло, чем благо. Внешний инвестор, заинтересованный в понятной отчетности, — существо полумифическое. Тогда как государство с многочисленными контролерами — всегда рядом. Отсюда вопрос: сможет ли бухгалтерия после перехода на МСФО показывать в отчетности «все как надо». Да, сможет. Принципы учета и отчетности, заложенные в основу МСФО, не только не уменьшают возможности для «творческой» трактовки различных сделок, но в некоторых случаях даже открывают дополнительные варианты, как показать в отчетности черное белым (или наоборот) либо вообще не показывать нечто, не предназначенное для посторонних глаз. Свидетельство тому — скандалы с недостоверной отчетностью ряда американских корпораций. Правда, те прибыль завышали, а у нас будут занижать. «МСФО — это прежде всего среда, идеология и взаимоотношения между людьми, — объясняет заместитель генерального директора Северо-Западного территориального института профессиональных бухгалтеров, партнер компании «Петро-Балт-Аудит» Ольга Островская. — Сегодня убыточные предприятия прекрасно существуют и год, и два, и 10 лет. За рубежом это невозможно. Либо ты приносишь прибыль не только себе, но и пополняешь бюджет налогами, либо ты закрываешь предприятие». Есть все основания предполагать, что после введения МСФО можно будет по-прежнему показывать бумажные убытки, пока не будет других препятствий, например законодательства по банкротству, которое будет требовать закрытия убыточных предприятий.

ВОПРОС №2:
Что будет с налогами?

Пока трудно сказать. «Связь между бухгалтерским и налоговым учетом не прямая, поэтому сложно сказать, как изменится величина налогов», — говорит г-жа Островская. «Каким образом МСФО будет влиять на налогооблагаемую базу — сегодня сказать невозможно, пока нет законодательства, — солидарен с ней заместитель генерального директора по аудиту фирмы «БАЛТ-АУДИТ-ЭКСПЕРТ» Андрей Кузин. — Мы хотели бы сначала получить четкие рекомендации и утвержденные документы». Но, скорее всего, сам по себе переход на международные стандарты налоговую нагрузку не увеличит. Кстати, крупным компаниям, которые уже сегодня параллельно с российской составляют и западную отчетность, ничего не мешает использовать существующие лазейки в законодательстве. По крайней мере, если судить по упрекам в их адрес со стороны налоговиков и Счетной палаты.

ВОПРОС №3:
Во сколько обойдется переход на МСФО?

Как ни крути, для перехода на международные стандарты предприятию потребуется раскошелиться. Насколько серьезно — покажет время.

Если будет реализована предусмотренная в плане возможность ведения упрощенного учета для предприятий, не собирающихся выходить на финансовые рынки и не оказывающих влияние на широкий круг участников рынка (а это малый и средний бизнес), переход на МСФО может обойтись для них малой кровью. В противном случае расходы будут ощутимыми. «Если в бухгалтерии не более пяти человек, достаточно обучить МСФО одного бухгалтера, -рекомендует Ольга Островская. -Чем крупнее предприятие, тем больше людей должны владеть информацией о международных стандартах».

Андрей Кузин из «БАЛТ-АУ-ДИТ — ЭКСПЕРТА» говорит, что «для своих клиентов фирма будет проводить обучение». «Трудно сказать, — продолжает он, — но если бы вы заказывали переход на МСФО у нас, цифры были бы сопоставимы со стоимостью полного аудита».

Сергей Модеров, руководитель отдела финансового учета по международным стандартам Института проблем предпринимательства, оценивает расходы крупного предприятия, связанные с переходом на МСФО (не считая потерь рабочего времени сотрудников, находящихся на обучении) таким образом:

  • обучение персонала (пять человек по $1700 = $8,5 тыс. — это стоимость обучения по международной программе АССА);
  • затраты на консультанта на постановку финансового учета по МСФО ($35 тыс. в первый год);
  • обновление, доработка или замена программных продуктов (от $25 тыс. до $1 млн. — для всеобъемлющих корпоративных ERP-систем для самых крупных холдинговых компаний);
  • плюс затраты на ежегодный аудит отчетности по МСФО (он в полтора раза дороже российского аудита — в среднем $15 тыс. в год).

Итого: как минимум $83,5 тыс. в первый год.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *