Дума о финансах

Владимир Тарачев, член Комитета Госдумы РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам
OPEC
Фондовое законодательство претерпело важные изменения: вместо отдельных актов стали рождаться комплексные документы, описывающие всю инвестиционную цепочку и процедуру ее функционирования.

Важным итогом работы Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам стало формирование законодательного задела на ближайшие 4 года. Во-первых, будет продолжена работа по внесению изменений и дополнений в новую версию Закона о банкротстве кредитных организаций. Кроме того, различными депутатскими группами было внесено 3 законопроекта, касающихся кредитных бюро. Эти важные законы были поддержаны банковской общественностью. Не стоит забывать и о том, что в течение 2004-2005 гг. ожидается подготовка Правительством и вынесение на рассмотрение в Госдуму более 30 законопроектов, направленных на реализацию совместной стратегии Правительства и Банка России по реформированию банковского сектора.

В качестве самостоятельного направления необходимо выделить комплекс вопросов, касающихся ипотеки и ипотечных ценных бумаг. Предложения по совершенствованию законодательства в данной области включают принятие 36 новых законов.

Следующее направление работы связано с рынком ценных бумаг. В первом чтении уже прошли поправки к Закону о рынке, регулирующие депозитарную и регистраторскую деятельность. Очередная, третья, редакция законопроекта «Об инсайдерской информации» была подготовлена в 2002 г. и будет вынесена на парламентские слушания в апреле 2004 г.

Внимание законодателей обращают на себя новые многообещающие финансовые технологии, такие, как секьюритизация банковских активов, структурное и проектное финансирование, венчурное инвестирование.

Еще одним важным направлением является подготовка блока законов, направленных на закрепление законодательного статуса срочных сделок и производных финансовых инструментов, в том числе — их судебной защиты.

Президент РФ Владимир Путин недаром вновь обратил внимание на неразвитость российского финансового рынка, недостаток финансовых инструментов и избыточное регулирование. Банки остро нуждаются не просто в новых финансовых инструментах, а в новых схемах финансирования, современных финансовых технологиях. По моему глубокому убеждению, в условиях быстрого роста банковского бизнеса, который мы наблюдаем в последнее время, задачи управления рисками оказываются узким местом российской банковской системы. Для слабо капитализированной отечественной банковской системы проблемы кредитного риска оказываются главным барьером роста. Осенью прошлого года Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам совместно с Национальной фондовой ассоциацией создал рабочую группу по законодательному обеспечению секьюритизации активов. Мы более года разбираемся в этой теме для того, чтобы ответить на главный вопрос: какие шаги в законодательной области следует предпринять, чтобы, наконец, столь необходимый инструментарий заработал в России.

После года работы, под занавес думской сессии, были внесены сразу 4 законопроекта, которые, по моему мнению, могут дать существенный толчок дальнейшему развитию финансового рынка. В поправках к Закону о ценных бумагах определяется новый вид ценных бумаг — кредитная нота. Банки, выпуская кредитную ноту, получат возможность рефинансировать выданные кредиты и передавать инвестору связанные с ними кредитные риски, что позволит кредитным организациям равномерно распределять экономические риски. Мы не стали изобретать велосипед и попытались адаптировать для российской практики хорошо известный на рынках развитых стран инструмент. В результате у банков появится уникальная возможность разрезать большие рискованные кредиты на мелкие части и продавать их по отдельности сторонним инвесторам. Кредитная нота во многом похожа на облигацию, однако с ее помощью банк получает возможность управлять кредитным риском.

Второй предложенный нами инструмент, сертификат участия, позволяет передать инвестору не только кредитный риск, но и сами активы. Мы предлагаем включить норму, регулирующую выдачу управляющим компаниям сертификатов участия, в Закон об инвестиционных фондах. Сертификат удостоверяет долю его владельца в праве общей собственности на кредитное покрытие.

Такие бумаги могут быть привлекательными для российских инвесторов, как физических, так и юридических лиц. Выдавать сертификат участия будет не сама кредитная организация, а управляющая компания, которую она привлечет.

Законопроект о деривативах описывает не только новые виды ценных бумаг, но и новые виды договоров, заключаемых участниками рынка. Сегодня объемы и качество этого рынка оказываются несопоставимыми с потребностями экономики. Среднегодовой объем срочных биржевых операций составляет не более 10 млрд. долл. при размере ВВП около 500 млрд. долл. Отношение суммарной величины открытых позиций к макроэкономическим показателям оказывается ничтожно малым. Кроме того, речь идет об ограниченно малом выборе инструментов — это фьючерсы на акции, индексы и валюту. В результате экономические субъекты не могут использовать торгуемые на национальном рынке инструменты в целях страхования валютных, процентных и ценовых рисков.

Осенью прошлого года эксперты Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам подготовили документ под названием «Концепция законодательного регулирования срочного рынка», на базе которого в настоящее время и готовятся изменения в гражданское, банковское, биржевое законодательство, а также в Закон о банкротстве и о рынке ценных бумаг. Необходим детальный анализ правовой и рыночной ситуации, позволяющий сформулировать приоритеты для рынков товарных и финансовых деривативов.

Запуск рынка товарных деривативов, прежде всего — фьючерсов, невозможен без снятия целого ряда управленческих и макроэкономических барьеров. Прогресс на рынке российских акций показывает, что сама по себе биржевая инфраструктура в России создана и успешно функционирует, участники рынка обладают не только соответствующими технологиями, но и основами нормативного регулирования. По этой причине в части биржевого законодательства, касающегося товарных бирж, необходима лишь мелкая модернизация действующих норм, позволяющая проинтегрировать интересы разных товарных категорий, будь то электроэнергия, нефть, металлы или иные виды сырья.

Иначе формулируется задача на рынке финансовых производных. Здесь первостепенное значение имеет проблема внебиржевых деривативов. Особую заинтересованность в развитии данных инструментов выказывают российские банки. Находящаяся на подъеме национальная банковская система уже исчерпала основные факторы роста и применяет новые финансовые технологии. Основными трудностями на этом пути оказываются отсутствие судебной защиты расчетных внебиржевых контрактов, а также высокий уровень системных рисков, возникающих при банкротстве контрагентов.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *