Дешево и виртуально

Андрей Москаленко
Журнал «Профиль» №8(659) от 08.03.2010
С каждым годом все больше платежей в России совершается через Интернет. Клиенты при этом экономят время, а банки — деньги.

Популярность дистанционных банковских услуг в России постоянно растет. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией MForum Analytics, оборот российского рынка цифрового (интернет- и мобильного) банкинга по итогам 2009 года может составить 30 млрд рублей (где доля интернет-банкинга — свыше 2,3 млрд рублей). По сравнению с 2008 годом он вырастет примерно на 43%. А совокупная маржинальная прибыль банков — операторов платежных систем и сотовых операторов — от оказания услуг мобильного и интернет-банкинга в 2009 году превысит 580 млн рублей (в том числе интернет-банкинг принесет 110 млн рублей), что на 34% больше чем в 2008 году.

Оплата online

Сегодня c помощью современных технологий можно осуществлять самые разные операции — покупать и продавать валюту, оплачивать коммунальные услуги и счета сотовых операторов, платить за доступ в Сеть, осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи и переводы, пользоваться услугами интернет-магазинов, отслеживать банковские операции с пластиковыми картами.

Наиболее популярной услугой среди российских пользователей сейчас является оплата услуг сотовой связи: на долю этого вида транзакций приходится 48% платежей. В числе лидеров также платежи за услуги доступа в Интернет (12%) и услуги ЖКХ (11%).

Высокий интерес сограждан к интернет-банкингу (на долю онлайновых платежей по стандартным реквизитам приходится 9%) обусловлен рядом преимуществ, которые он дает. Во-первых, это существенная экономия времени. Нет необходимости посещать банк лично, все можно сделать, не выходя из дома. Во-вторых, это возможность круглосуточного контроля над собственными счетами. В-третьих — привлекательные тарифные условия удаленного обслуживания по сравнению с традиционными, предлагаемыми в офисах банков.

В живую дороже

Массовое внедрение интернет-банкинга выгодно и самим кредитным учреждениям. Как выяснили эксперты из компании BCG, при дистанционном обслуживании клиентов банк может потратить на мероприятия по так называемому удержанию клиента на 4% меньше и одновременно увеличить объем проданных услуг на 8%.

Благодаря виртуальному пространству банки сокращают затраты, связанные с арендой и содержанием помещений, за счет автоматизации процесса уменьшается численность занятого персонала, а значит, и расходы на заработную плату. Эта экономия, в свою очередь, позволяет банкам существенно снижать стоимость своих услуг.

Еще на заре развития интернет-банкинга специалисты консалтинговой компании Booz, Allen & Hamilton подсчитали, что проведение од-ной транзакции через Интернет стоит на порядок меньше обслуживания в отделении банка. Так, средние затраты на ручную обработку транзакции, которую осуществляет операционист, общающийся с клиентом вживую, стоит $1. При телефонном разговоре цена той же самой операции снижается до 60 центов. Транзакция через банкомат стоит уже порядка 25 центов, а операция посредством Интернета — всего 1 цент.

Для тех, кто ценит время

В банковской сфере внедрение инноваций — один из способов повышения лояльности клиентов. Используя новейшие технологии, банкиры разрабатывают и внедряют пакеты услуг, максимально соответствующие реалиям современной жизни и предназначенные для людей, ценящих свое время.

Да и сами россияне, для которых качество услуг становится существенным фактором при принятии решения о выборе банка, отмечают удобство дистанционного банковского обслуживания, благодаря которому сложные, казалось бы, операции стали понятными и простыми. Все сразу же оценили преимущества интернет-банкинга, с помощью которого можно где угодно и когда угодно просматривать информацию по своим счетам, совершать любые переводы, обменивать валюту, оплачивать коммунальные услуги и услуги связи, используя при этом однажды созданные шаблоны.

А безопасность интернет-банкинга обеспечивается использованием в системе защищенных каналов передачи данных, одноразовых паролей, электронно-цифровой подписи и использованием виртуальной клавиатуры для ввода пароля. Кроме этого клиент может подключить SMS- или e-mail информирование о входе или попытке входа в систему.

Какие тенденции на рынке интернет-банкинга вы сейчас наблюдаете?

ЭКСПЕРТ

Илья Филатов, заместитель председателя правления банка «Уралсиб»:

«На мой взгляд, сегодня можно отметить следующие тенденции:

  • рост предложения интернет-банкинга в качестве неотъемлемой услуги при приобретении клиентом любых банковских продуктов;
  • повышение функциональности дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
  • увеличение количества продуктов, выведенных в систему ДБО;
  • повышение информационной безопасности интернет-банкинга;
  • активное выведение платежей в систему ДБО и увеличение количества доступных для оплаты услуг, в т.ч. услуг, которые предоставляются региональными поставщиками;
  • сопряжение систем интернет-банкинга с другими банковскими сервисами (например, SMS/e-mail-информирование и пр.).

Для нас развитие интернет-банкинга — это, прежде всего, улучшение клиентского сервиса. Помимо этого дистанционное обслуживание существенно сокращает издержки, разгружает офисы банка и в целом положительно сказывается на имидже. Число пользователей системы «Уралсиб | Интернет-банк» уже превысило 550 тыс. человек. Только за 2009 год их стало на 40%

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *