Аналитика поможет протестировать бизнес

А. Стунжас
Журнала «Московский бухгалтер»
Многие небольшие компании считают, что анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия – это голая теория, которая не имеет отношения к реальному бизнесу. Между тем, если фирма хочет развиваться, она должна иметь не только стратегические планы развития, но и уметь анализировать свою текущую деятельность, выявляя в ней слабые места.

В специальной литературе анализ финансово-хозяйственной деятельности принято подразделять на финансовый и управленческий. Под первым понимают анализ данных финансового учета, финансовой отчетности, составленной в соответствии со стандартами учета и законодательством. Это классический расчет финансовых коэффициентов, который в российской практике обычно требуется предприятиям только при взаимоотношениях с кредитными учреждениями. Применение его в хозяйственной деятельности достаточно ограничено в связи с такими причинами, как, например двойная бухгалтерия и размывание бизнеса по нескольким юридическим лицам.

А вот управленческий анализ как часть управленческого учета имеет важное практическое значение, так как служит инструментом выработки управленческих решений собственниками и руководителями фирмы. В отличие от финансового управленческий учет ничем не регламентируется, а потому максимально отражает внутрихозяйственные связи на предприятии. Результаты управленческого анализа недоступны внешним пользователям, так как являются конфиденциальной информацией.

Основной целью анализа бизнеса является определение степени его эффективности и выявление резервов его роста. Суть проблемы повышения экономической эффективности как производства, так и торговли, а также прочих видов коммерческой деятельности состоит в том, чтобы добиваться существенного увеличения отдачи на каждую единицу вложенных трудовых, материальных и финансовых ресурсов. В соответствии с видами ресурсов проведение анализа, как правило, подразделяют на две большие части – финансовый анализ и производственный. Таким образом, конечной целью проводимого анализа должна являться всесторонняя оценка использования всех ресурсов предприятия.

Методы управленческого анализа

Основными методами проведения анализа эффективности бизнеса являются:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • методы структурного анализа;
  • анализ коэффициентов.

Горизонтальный анализ предполагает сравнение отчетных показателей во времени и позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав управленческой отчетности. Например, у анализируемой фирмы за отчетный период объем продаж вырос на 20 процентов, а себестоимость на 50 процентов. Это может означать снижение эффективности бизнеса.В основе вертикального анализа лежит представление данных отчетности в виде относительных величин, характеризующих структуру итоговых показателей. С помощью этого метода аналитик отслеживает и прогнозирует структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия. Например, себестоимость фирмы А в базисном периоде составляет 85 процентов от продаж, а в отчетном ее доля увеличилась до 89 процентов.Трендовый анализ позволяет определить тенденции в изменении показателей во времени с исключением случайных отклонений. После этого анализа специалист может сделать соответствующий прогноз. Например, стабильный рост объема продаж на 5 процентов ежегодно позволяет предположить и в дальнейшем продолжение такой тенденции.Структурный анализ обычно представлен двумя методами – сравнительным анализом (сравнение показателей анализируемого предприятия с аналогичными у других предприятий) и факторным анализом (оценка влияния отдельных факторов на изменения итоговых показателей).Система аналитических коэффициентов состоит из производственных и финансовых показателей. Производственные предприятия в рамках первой группы показателей рассчитывают показатели производительности труда и использования основных фондов. Предприятия всех видов деятельности проводят анализ продаж. Однако при проведении анализа эффективности ведения бизнеса в первую очередь оценивают финансовое состояние фирмы, и ведущим элементом этого анализа являются финансовые коэффициенты. Известны десятки таких показателей, поэтому для удобства они подразделяются на несколько групп. Чаще всего выделяют следующие – показатели рентабельности, ликвидности, оборачиваемости, финансовой зависимости и инвестиционные коэффициенты.

Информационная база финансового анализа

Расчет любых показателей и их анализ должен проводиться регулярно, через одинаковые промежутки времени. В зависимости от целей компании и штата специалистов по анализу возможна подготовка отчетов с периодичностью раз в неделю и раз в месяц. Конечно, оптимальным вариантом являются еженедельные отчеты. Тогда можно будет заметить возникновение проблемы на ранней стадии, а значит, справиться с ней будет легче. Даже если возможности фирмы по проведению анализа ограниченны (например, его проводит бухгалтер), рекомендуем выделить те показатели, которые наиболее важны для вашей компании, и проводить их еженедельный расчет с подготовкой более развернутого анализа в разрезе месяца.Важнейшими документами, которые подвергаются анализу, являются отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств. А это означает, что ваш управленческий учет должен быть построен таким образом, чтобы обеспечить их корректное формирование. Если речь идет о маленькой фирме, роль управленческого учета может выполнять бухгалтерский учет, который ведется по принципу привязки к хозяйственным операциям с дальнейшей корректировкой после поступления первичных документов. В случае когда бизнес состоит из нескольких юридических лиц, формально независимых, вам придется задуматься над консолидацией такого учета. Как вариант можем порекомендовать вам использовать МСФО. Эти стандарты достаточно просты в использовании и логичны.

Отчет о прибылях и убытках

Как и бухгалтерская форма № 2, управленческий отчет о прибылях и убытках показывает статьи, формирующие финансовый результат по видам деятельности. При его составлении возникают, как правило, две основные проблемы: учитывать ли НДС в суммах выручки и затрат, и как минимизировать влияние затрат, которые носят временный, разовый характер.Обычно собственники и руководители, которые являются основными потребителями аналитической информации, принимают решение рассчитывать все показатели с включением НДС. Однако это может привести к искажению отчетности в том случае, когда налоговое планирование на фирме поставлено плохо или вовсе отсутствует. Это может привести к тому, что реальные затраты на НДС изменяются скачкообразно и могут существенно превышать включенные в отчет о прибылях и убытках суммы. Поэтому при принятии решения о форме учета НДС советуем вам рассмотреть возможность включения в этот отчет суммы НДС в виде отдельной статьи затрат – для того чтобы принять решение после сравнения расчетов на основании обоих способов за несколько отчетных периодов. Что касается затрат, возникновение которых носит единовременный характер и повторение которых не прогнозируется, то рекомендуем вам выделять их отдельно в отчете о прибылях и убытках, а возможно и рассчитывать два его варианта. При этом для расчета финансовых коэффициентов и проведения трендового анализа целесообразно использовать данные отчета без включения этих затрат. Аналогично нужно поступать и с непредусмотренными доходами, не связанными с основными видами деятельности.

Балансовый отчет

Баланс состоит из двух частей – активов и пассивов, или, если приблизиться к международным стандартам, из активов, обязательств и капитала фирмы. Форма представления информации не имеет значения и зависит от пожеланий пользователей. Из баланса видно, чем владеют собственники (активы), какая их часть финансируется за счет кредиторов (обязательства) и что остается на долю владельцев (собственный капитал). Причем сумма собственного капитала и обязательств дает размер используемого капитала. Соотношение между собственными и привлеченными источниками финансирования показывает финансовую устойчивость компании.Важное значение имеет соотношение текущих и внеоборотных активов, потому что если у компании становится слишком много долгосрочных активов, но мало текущих, то она становится менее гибкой, отвлекается из оборота значительный объем ресурсов. Большое внимание при формировании активных статей баланса нужно уделить классификации активов по степени их оборачиваемости, вовремя выявлять неликвиды и отражать их в балансе по текущей стоимости возможной реализации, вплоть до списания за счет прибыли. Обязательства в зависимости от времени их погашения подразделяются на долгосрочные и текущие. Для финансовой устойчивости компании необходимо, чтобы внеоборотные активы не формировались за счет краткосрочных источников финансирования.

Отчет о движении денежных средств

Формирование отчета может происходить с использованием как косвенного, так и прямого метода. При расчете по косвенному методу прибыль фирмы корректируется с учетом неденежных статей, например износа. Прямой метод практически отражает выписку по банковскому счету и движение по кассе и детализирует денежные поступления и выплаты по коммерческой деятельности. В итоге оба метода дают одинаковую величину чистых потоков денежных средств, которые анализируются в разрезе источников получения и направлений выплат финансовых ресурсов.

И собственно анализ…

После подготовки финансовых отчетов можно переходить к их анализу. Как его провести с минимальными затратами времени и прочих ресурсов – отдельный разговор.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *