Дешево и виртуально

Андрей Москаленко
Журнал "Профиль" №8(659) от 08.03.2010
С каждым годом все больше платежей в России совершается через Интернет. Клиенты при этом экономят время, а банки - деньги.

Дешево и виртуальноПопулярность дистанционных банковских услуг в России постоянно растет. Как свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией MForum Analytics, оборот российского рынка цифрового (интернет- и мобильного) банкинга по итогам 2009 года может составить 30 млрд рублей (где доля интернет-банкинга - свыше 2,3 млрд рублей). По сравнению с 2008 годом он вырастет примерно на 43%. А совокупная маржинальная прибыль банков - операторов платежных систем и сотовых операторов - от оказания услуг мобильного и интернет-банкинга в 2009 году превысит 580 млн рублей (в том числе интернет-банкинг принесет 110 млн рублей), что на 34% больше чем в 2008 году.

Оплата online

Сегодня c помощью современных технологий можно осуществлять самые разные операции - покупать и продавать валюту, оплачивать коммунальные услуги и счета сотовых операторов, платить за доступ в Сеть, осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи и переводы, пользоваться услугами интернет-магазинов, отслеживать банковские операции с пластиковыми картами.

Наиболее популярной услугой среди российских пользователей сейчас является оплата услуг сотовой связи: на долю этого вида транзакций приходится 48% платежей. В числе лидеров также платежи за услуги доступа в Интернет (12%) и услуги ЖКХ (11%).

Высокий интерес сограждан к интернет-банкингу (на долю онлайновых платежей по стандартным реквизитам приходится 9%) обусловлен рядом преимуществ, которые он дает. Во-первых, это существенная экономия времени. Нет необходимости посещать банк лично, все можно сделать, не выходя из дома. Во-вторых, это возможность круглосуточного контроля над собственными счетами. В-третьих - привлекательные тарифные условия удаленного обслуживания по сравнению с традиционными, предлагаемыми в офисах банков.

В живую дороже

Дешево и виртуальноМассовое внедрение интернет-банкинга выгодно и самим кредитным учреждениям. Как выяснили эксперты из компании BCG, при дистанционном обслуживании клиентов банк может потратить на мероприятия по так называемому удержанию клиента на 4% меньше и одновременно увеличить объем проданных услуг на 8%.

Благодаря виртуальному пространству банки сокращают затраты, связанные с арендой и содержанием помещений, за счет автоматизации процесса уменьшается численность занятого персонала, а значит, и расходы на заработную плату. Эта экономия, в свою очередь, позволяет банкам существенно снижать стоимость своих услуг.

Еще на заре развития интернет-банкинга специалисты консалтинговой компании Booz, Allen & Hamilton подсчитали, что проведение од-ной транзакции через Интернет стоит на порядок меньше обслуживания в отделении банка. Так, средние затраты на ручную обработку транзакции, которую осуществляет операционист, общающийся с клиентом вживую, стоит $1. При телефонном разговоре цена той же самой операции снижается до 60 центов. Транзакция через банкомат стоит уже порядка 25 центов, а операция посредством Интернета - всего 1 цент.

Для тех, кто ценит время

В банковской сфере внедрение инноваций - один из способов повышения лояльности клиентов. Используя новейшие технологии, банкиры разрабатывают и внедряют пакеты услуг, максимально соответствующие реалиям современной жизни и предназначенные для людей, ценящих свое время.

Да и сами россияне, для которых качество услуг становится существенным фактором при принятии решения о выборе банка, отмечают удобство дистанционного банковского обслуживания, благодаря которому сложные, казалось бы, операции стали понятными и простыми. Все сразу же оценили преимущества интернет-банкинга, с помощью которого можно где угодно и когда угодно просматривать информацию по своим счетам, совершать любые переводы, обменивать валюту, оплачивать коммунальные услуги и услуги связи, используя при этом однажды созданные шаблоны.

А безопасность интернет-банкинга обеспечивается использованием в системе защищенных каналов передачи данных, одноразовых паролей, электронно-цифровой подписи и использованием виртуальной клавиатуры для ввода пароля. Кроме этого клиент может подключить SMS- или e-mail информирование о входе или попытке входа в систему.

Какие тенденции на рынке интернет-банкинга вы сейчас наблюдаете?
ЭКСПЕРТ
Илья Филатов, заместитель председателя правления банка "Уралсиб":

"На мой взгляд, сегодня можно отметить следующие тенденции:

  • рост предложения интернет-банкинга в качестве неотъемлемой услуги при приобретении клиентом любых банковских продуктов;
  • повышение функциональности дистанционного банковского обслуживания (ДБО);
  • увеличение количества продуктов, выведенных в систему ДБО;
  • повышение информационной безопасности интернет-банкинга;
  • активное выведение платежей в систему ДБО и увеличение количества доступных для оплаты услуг, в т.ч. услуг, которые предоставляются региональными поставщиками;
  • сопряжение систем интернет-банкинга с другими банковскими сервисами (например, SMS/e-mail-информирование и пр.).

Для нас развитие интернет-банкинга - это, прежде всего, улучшение клиентского сервиса. Помимо этого дистанционное обслуживание существенно сокращает издержки, разгружает офисы банка и в целом положительно сказывается на имидже. Число пользователей системы "Уралсиб | Интернет-банк" уже превысило 550 тыс. человек. Только за 2009 год их стало на 40%

  • Главбух уходит в отпуск
    Главный бухгалтер компании уходит в очередной оплачиваемый отпуск. Остается решить, на кого возложить его обязанности, ведь должности заместителя главного бухгалтера в штатном расписании нет. Расскажем, как правильно поступить в такой ситуации, оформить доплату и еще не забыть заплатить с нее налоги.
  • Когда реконструкцию вполне можно рассматривать в качестве ремонта
    НК РФ дает определение понятий «достройка», «дооборудование», «модернизация», «реконструкция», «техническое перевооружение» (п. 2 ст. 257 НК РФ), но не раскрывает термин «ремонт». Один из практиков попытался убедить более осторожного коллегу в том, что зачастую реконструкцию ОС можно без опаски замаскировать под ремонт. Чья позиция убедительнее, решают читатели «ПНП».
  • Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете
    Во многих учреждениях существует традиция — оплачивать путевки для отдыха или оздоровления детей своих работников. Частично компенсация стоимости таких путевок может производиться за счет бюджетных средств, частично — за счет средств родителей (работников учреждения) с последующей выплатой компенсации. Рассмотрим, каким образом подобные хозяйственные операции должны быть отражены в учете.
  • Российская экономика через восемь лет
    В 2020 году российская экономика будет очень похожа на экономику развитой страны: хорошие зарплаты, большой средний класс, низкая инфляция и умеренные, но стабильные темпы роста экономики.
  • Будущее росскийского рубля: валюта или просто цветная бумага?
    На днях достоянием общественности стала информация об объемах покупки Центральным банком РФ валюты в июне 2012 года. Как следует из отчетов регулятора, ЦБ прекратил покупку долларов на внутреннем рынке и продал около $2.2 млрд. Интервенции немедленно дали результат — за июнь рубль обесценился к доллару всего на 1.1%. Зададимся вопросом: почему наш ЦБ так сильно изменил свою курсовую политику? Ведь месяцем ранее, в мае, усилиями тех же самых чиновников с ул. Неглинной дом 12, рубль был девальвирован на 10%, а Центральный банк вел себя иначе — купил порядка $1,5 млрд., фактически играя против курса национальной валюты. Так каким же наши монетарные власти хотят видеть рубль? Сильным или слабым? И каким он должен быть, исходя из интересов народа, а не чиновников?