Когда возникает необходимость оценки для МСФО.
МСФО разработаны с целью создания единого комплекта высококачественных, понятных и практически реализуемых глобальных стандартов учета для применения их пользователями при принятии эко-номических решений. МСФО представ-ляют собой международную систему об-щепринятых принципов бухгалтерского учета (International GAAP), которая ши-роко применяется в качестве основы при подготовке финансовой отчетности во многих странах.
МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчетности всех коммерческих предприятий. Кроме того, эти стандарты могут применяться некоммерческими организациями, а также государственными предприятиями, организациями и учреждениями. МСФО используются при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности общего назначения, удовлетворяющей информационные запросы самых различных категорий потребителей.
Составление отчетности в соответствии с МСФО предусмотрено либо разрешено в 92 странах мира. В Российской Федерации отчетность по МСФО обязательна в банковском секторе с 1 января 2004 г.
Совет по МСФО оказывает существенное влияние на гармонизацию финансовой отчетности через сотрудничество со многими международными организациями, в том числе с Международной организацией комиссий по ценным бумагам (далее - Международная организация). В 2000 г. Международная организация одобрила применение стандартов КМСФО 2000 при составлении финансовой отчетности для целей листинга и купли-продажи на мировых фондовых рынках. Это одобрение означает, что Международная организация рекомендует входящим в нее органам ре-гулирования фондовых рынков разрешить компаниям, чьи акции котируются на фондовых биржах мира, применять МСФО при составлении соответствующей финансовой (бухгалтерской) отчетности (эта рекомендация не является обязательным требованием).
Основными преимуществами МСФО являются:
- возможность привлечения зарубежного финансирования;
- улучшение корпоративного имиджа путем публикации более качественной финансовой информации и, как следствие, рост степени известности компаний в среде конкурентов, покупателей и на финансовых рынках;
- усиление прозрачности отчетности;
- повышение уровня сопоставимости финансовой информации, подготовленной в разных странах.
Однако существуют и определенные проблемы, возникающие в связи с пере-ходом на МСФО, например:
- перевод финансовой (бухгалтерской) информации в формат МСФО и обучение персонала правилам применения этих стандартов могут быть связаны со значи-тельными затратами;
- отсутствие надежных механизмов контроля за соблюдением стандартов учета во многих странах, в том числе и в России, что может вызвать недоверие к качеству предоставляемой финансовой отчетности; заметим, что доверие к отчетности может быть повышено путем использования услуг крупной аудиторской фирмы;
- МСФО не занимаются регулированием учета в отдельных отраслях хозяйственной деятельности, в которых могут применяться национальные нормы, противоречащие требованиям стандартов;
- МСФО не содержат развернутых норм корпоративного управления или юридических принципов, вследствие чего могут возникнуть расхождения между МСФО и нормами национальных законодательств, обусловливающие необходимость трансформации стандарта.
Что касается применения МСФО в России, то в отношении секторов эконо-мики, кроме банковского, в настоящее время законодательное регулирование в области МСФО отсутствует.
В заключение обратимся к российским нормативным актам в данной области.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина России от 1.07.04 г. № 180, предусматривает обязательный переход до 2007 г. на МСФО общественно значимых хозяйствующих субъектов, к которым отнесены хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: ОАО или иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и/ или публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации. Определение "другие организации" не расшифровано, т.е. к "другим организациям" могут быть отнесены практически любые.
Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом ФСФР России от 16.03.05 г. № 05-5/пз-н (с изменениями от 1.11.05, 12.01.06 г.), ввело требование о необходимости раскрытия акционерными обществами, обязанными раскрывать бухгалтерскую отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО или US GAAP, для иностранных инвесторов также и российскими инвесторами.
Очевидно, что дальнейшее усиление прозрачности российских компаний во многом связано с введением законодательных требований по составлению и раскрытию финансовой (бухгалтерской) отчетности в соответствии с МСФО. Как нам пред-ставляется, назрела необходимость внесения изменений в действующее законодательство, в том числе в Федеральные законы от 22.04.96 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в части раскрытия информации), от 21.11.96 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в части введения требований к представлению отчетности по МСФО), от 26.12.95 г. № 208-ФЗ "Об ак-ционерных обществах" (в части раскрытия информации акционерным обществом, расчета чистых активов и дивидендов на основе отчетности по МСФО). Также, на наш взгляд, следует ввести требование проведения обязательного аудита сводной от-четности (отчетности, составленной в со-ответствии с МСФО), что значительно повысит надежность и ценность представленной финансовой информации.
Введение таких требований должно сопровождаться созданием эффективной системы контроля качества, полноты и своевременности раскрываемой отчетности. Улучшение качества финансовой информации не только будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности, но и позволит управленческому звену организаций получить полное представление об их реальных результатах и условиях финансовой и хозяйственной деятельности.
- Внедрение МСФО в российскую систему бухгалтерского учета
Рассмотрено действующее в Российской Федерации законодательство, регламентирующее применение Международных Стандартов Финансовой Отчетности на территории государства. Проведен анализ действующего законодательства, позволяющий оценить в сравнительной форме обязательства организаций по применению Российской Системы Бухгалтерского Учета и Бухгалтерской Отчетности и Международных Стандартов Финансовой Отчетности. - Заключение по результатам экспертизы применимости Разъяснения Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации
Нами, некоммерческой организацией Фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (далее - Фонд НСФО), определенной экспертным органов в соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. №107 (далее - Положение), проведена экспертиза применимости Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 "Повторная оценка встроенных производных инструментов" на территории Российской Федерации (далее - экспертиза). - Изложение результатов обсуждения практических вопросов применения МСФО в Российской Федерации на заседании круглого стола, состоявшемся 23 ноября 2011 года и организованным Фондом «Национальный совет по финансовой отчетности» совместно с аудиторско-консу
Успех внедрения требования о составлении консолидированной отчетности по МСФО российскими организациями в соответствии с Законом 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» во многом зависит от эффективности совместных действий регулирующих органов, профессионального и бизнес-сообщества. В связи с этим наличие в первые годы внедрения МСФО постоянно действующего профессионального форума с участием представителей регуляторов, профессиональных и деловых кругов представляется одной из важных инициатив, которые были выработаны в ходе обсуждения на заседании 23 ноября. - Новые стандарты для формирования консолидированной отчетности
Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) в 2011 году выпустил новые стандарты: МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность», МСФО (IFRS) 11 «Соглашения о совместной деятельности» и МСФО (IFRS) 12 «Раскрытие информации о долях участия в других компаниях». Одновременно с этим были внесены изменения в уже существующие МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные компании». Какие изменения в деятельности компаний вызовет их применение? - На территории РФ признаны 37 МСФО
Регистрацию в Минюсте прошёл Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчётности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчётности на территории РФ».