Аудиторы обсуждают

Поиск оптимальных путей развития аудиторской профессии

В статье дается характеристика 2006 г. с точки зрения законотворчества в сфере аудиторской деятельности, приводятся важнейшие тенденции развития аудиторской профессии.

2007 г. открывает новое пятилетие законодательного обеспечения аудиторской деятельности в Российской Федерации.

В 2006 г. исполнилось 5 лет со дня принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности», вступившего в силу осенью 2001 г. и впервые закрепившего законодательное обеспечение аудита в России. Это нашло отражение в рамках проводившихся конференций, собраний, семинаров и многих других мероприятий в области аудиторской деятельности.

В целом 2006 г. является важным для профессии как на международной арене, так и непосредственно в Российской Федерации.

В течение года была продолжена работа по совершенствованию общественных институтов, в том числе институтов общественного надзора, процедур в области контроля качества, стандартов аудита, внедрению пакета значимых положений и стандартов по образованию. Вся эта работа в комплексе направлена на гармонизацию профессии.

Ключевыми мероприятиями года, на наш взгляд, стали в международной практике продолжение совершенствования деятельности IFAC, в частности реформирование отдельных подразделений, внедрение Международной федерацией бухгалтеров уточненной редакции Кодекса этики с усилением принципов независимости, работа над международными стандартами аудита,впервые проведение мониторинга в области соблюдения членами федерации требований по контролю качества и включение этого критерия наряду с критерием по неуплате членских взносов в перечень позиций, являющихся основанием для исключения из членов IFAC. К таким мероприятиям также следует отнести принятие Европейским союзом и вступление в силу 8-й Директивы Европейской комиссии (далее -Директива) -правового акта с положениями из сферы обязательного аудита, носящими не рекомендательный, как в 2000 г., а обязательный характер в вопросах контроля качества работы аудиторов, занятых обязательным аудитом.

Статья 29 Директивы посвящена вопросам системы обеспечения качества, которая базируется на следующих основополагающих принципах:

  • действует для всех аудиторов;
  • независима от аудиторов;находится под надзором соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры;
  • подразумевает наличие финансовых и прочих ресурсов в объеме, достаточном для проведения аудита;
  • предполагает наличие подготовки и профессионального опыта контролеров;
  • подразумевает особую подготовку для контроля качества;
  • исключает конфликт интересов между контролером и проверяемым аудитором.

Кроме того, предусматривается проверка всех процедур посредством выборочного контроля, в том числе:

  • правильности применения методик аудита;
  • соблюдения правил в отношении независимости;
  • затрат времени и компетентности сотрудников;
  • полученных гонораров. Предусматривается обязательность проведения проверки системы внутреннего контроля.

Устанавливается, что контроль проводится не реже чем раз в 6 лет, при этом отличительная градация может быть для общественно значимых компаний. Общие результаты должны публиковаться ежегодно, при этом составляется отчетный доклад,в котором излагаются основные заключения по результатам контроля. Аудиторы должны в установленные (разумные) сроки выполнять на практике рекомендации, представленные по результатам контроля качества. И наконец, если аудитор не выполняет предписания по результатам контроля качества, против него могут быть применены дисциплинарные санкции.

В части применения дисциплинарных санкций, как и по другим направлениям, в Европейском союзе проводится работа по их унификации, однако пока они зачастую разнятся. Например, во Франции в качестве таких мер применяются (в возрастающем порядке):

  • замечание;
  • выговор;
  • временный запрет на осуществление аудиторской профессии (не более 5 лет), при этом он может быть отсрочен;
  • исключение из реестра.

Отметим, что три первые меры наказания могут сопровождаться неизбираемостью в органы профессиональных общественных организаций в течение 10 лет, а это, как показывает сложившаяся национальная практика, является для аудитора очень серьезным взысканием. При этом возможна (по требованию) компенсация аудитором расходов, связанных с разбирательством его дисциплинарного дела.

Дисциплинарные санкции могут применяться также в связи с:

  • несоблюдением правил в отношении независимости;
  • неуплатой взносов в профессиональное объединение;
  • уклонением от контроля качества;
  • невыполнением профессиональных правил и др.

Причем в Высший совет по аудиту Франции (орган общественного надзора) можно подать апелляцию на решения региональных дисциплинарных палат, принятые в отношении того или иного аудитора в первой инстанции.

Анализ показывает, что указанные процедуры в ряде стран в настоящее время проводятся по более упрощенной схеме, чем дисциплинарные процедуры в Российской Федерации. В частности,это относится к приостановлению действия лицензии в сфере аудита, которое введено новой редакцией Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и КоАП РФ, и на это необходимо обратить самое серьезное внимание при передаче в законодательном порядке саморегулируемым объединениям функций, касающихся ведения реестров аудиторов.

Статья 32 Директивы посвящена принципам, закладываемым в основу надзора со стороны соответствующей уполномоченной государством общественной или государственной структуры. В частности, устанавливается, что надзорная структура должна осуществлять контроль за аудиторами и принимать при необходимости соответствующие санкции. Система должна быть гласной, что предусматривает публикацию годового отчета и рабочей программы, и финансироваться без участия аудиторов.

Стратегически закрепляется, что надзор осуществляется во всех государствах -членах Европейского союза, под него подпадают все аудиторы, надзорные органы управляются специалистами, которые не являются аудиторами, но обладают знаниями в сфере обязательного аудита, и в структуре органа также участвуют специалисты, которые не являются аудиторами (судьи, юристы, представители науки, министерств, например Министерства юстиции, Министерства финансов, Министерства промышленности и торговли).

Надзорная структура отвечает за выполнение (контроль)следующих задач и функций (направлений):

  • стратегия в сфере аттестации аудиторов и их регистрации;
  • координация работы или утверждение стандартов применительно к профессиональной этике, внутреннему контролю аудиторских компаний и стандартов аудиторской деятельности;
  • мониторинг в сфере повышения квалификации, обеспечение качества, судебные расследования и применение санкций.

В ст. 39-43 рассматриваются специфические особенности работы аудиторов структур общественного значения, в том числе выделяется важный принцип осуществления в этих структурах контроля качества -не реже чем раз в 3 года.

Два года предусмотрено для стран Европейского союза для внедрения до июня 2008 г. на законодательном уровне стран положений Директивы для обеспечения движения в едином направлении и достижения конечной цели гармонизации профессии.

Органы общественного надзора уже созданы с законодательным подкреплением в 12 странах, т.е. примерно в половине из 25 стран. Также образованы Европейская группа надзорных органов в сфере аудита из представителей 12 стран под эгидой Европейской комиссии и Подгруппа по координации деятельности Органов общественного надзора в странах Европейского союза.

Реформа на международном уровне и одновременное реформирование профессии в России как раз и дает шанс «сверить часы» и принять правильные решения, в том числе в 2007 г.

Что касается России в 2006 г., то, как и в предыдущие годы, продолжалась реализация комплекса мероприятий,направленных на выполнение положений Федерального закона «Об аудиторской деятельности», а также были продолжены согласительные процедуры по подготовке к рассмотрению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, Совет по аудиторской деятельности Минфина России обсуждал ход подготовки ко второму чтению указанного проекта федерального закона в Государственной Думе. Членами Совета выражены озабоченность, а также несогласие с рядом предлагаемых в последнее время концептуальных новаций. Члены Совета отмечали возможные негативные последствия принятия таких новаций для пользователей аудиторских услуг,состояния аудиторского рынка, качества оказываемых услуг. Подчеркивалось, что дискутируемые положения не всегда соотносятся с общепризнанной международной практикой, не учитывают отечественный опыт и могут не обеспечить необходимую преемственность в системе регулирования аудиторской деятельности. К основным дискуссионным положениям относились предложения по рассмотрению аудиторской деятельности как деятельности по проведению исключительно аудита, без сопутствующих аудиту услуг, рассмотрению ее исключительно как профессиональной деятельности, а не как предпринимательской деятельности, по трансформации аудиторской организации в юридическое лицо, с которым аудитор заключил трудовой договор,по разграничению уровней стандартов, критериям для саморегулируемых организаций и обязательности образования ими компенсационного фонда, а также вопросам создания Национального совета.

В течение 2006 г. Совет в рамках работы профильных комиссий продолжил подготовку проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке осуществления уполномоченным федеральным органом надзора за деятельностью саморегулируемых аудиторских объединений и проектов приказов о порядке ведения Единого реестра аудиторов и аудиторских организаций; порядка ведения государственного реестра саморегулируемых аудиторских объединений; положений о Совете по аудиторской деятельности и его рабочем органе, их регламентов; положения об аттестационной комиссии; единой программы квалификационного экзамена.

В рамках различных конференций в предыдущие годы уже детально обсуждались вопросы необходимого внедрения и совершенствования общественного надзора, в том числе детально обсуждались предлагаемые поправки в части уточнения статуса ныне действующего Совета по аудиторской деятельности.

Параллельно в практической плоскости продолжалась работа по совершенствованию деятельности Совета уже в настоящее время. В ходе итогового заседания Центральной аудиторской комиссии ЦАЛАК, 5 лет назад проходившего в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, обращалось внимание участников на необходимость сохранения преемственности и традиций вновь формируемого Совета по аудиторской деятельности. Сейчас с учетом мнения авторитетных экспертов,международных профессиональных организаций можно сказать, что Совет объединил достаточно широкий круг представителей профессиональной общественности, научных работников,пользователей аудиторских услуг. В декабре 2006 г. проведено уже 50-е (очередное) заседание. На предыдущих заседаниях рассмотрено около 300 важных для профессии вопросов, в том числе связанных с формированием проектов законодательных,нормативно-правовых актов, стандартов, методик, программ и т.д.

Была продолжена линия по совершенствованию квалификационных экзаменов. В ноябре-декабре 2006 г. проведен очередной квалификационный экзамен на право осуществления аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен в части письменной работы проходил в базовых учебно-методических центрах федеральных округов:

Центральный федеральный округ -в УМЦ при Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации (Москва);

Северо-Западный федеральный округ -в УМЦ при Санкт­Петербургском государственном университете экономики и финансов (Санкт-Петербург);

Приволжский федеральный округ -в УМЦ при Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород);

Уральский федеральный округ -в УМЦ при Уральском государственном экономическом университете (Екатеринбург);

Южный федеральный округ -в УМЦ при Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ» (Ростов-на­Дону);

Сибирский федеральный округ -в УМЦ при Новосибирском государственном университете экономики и управления (Новосибирск);

Дальневосточный федеральный округ -в УМЦ при Хабаровской государственной академии экономики и права (Хабаровск).

К экзамену по общему аудиту был допущен 1171 претендент,фактически сдавали экзамен 1023 претендента. Получили положительную оценку 305 претендентов (29,8% общего числа фактически сдававших экзамен), отрицательную -718 претендентов (70,2%). Из общего числа получивших отрицательную оценку 373 претендента (51,9%) не прошли тестирование, 345(48,1%) -не выполнили письменную работу. Все это подтвердило четкую тенденцию приближения к результатам на международном уровне. Этому способствовали в том числе участие в экзаменационных комиссиях и в качестве наблюдателей представителей аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений, дальнейшая унификация процедур и, в частности, принятие Временных основных критериев по оценке письменных работ.

Отметим, что на одном из последних заседаний Совет одобрил уточненные редакции 8 базовых программ в области повышения квалификации аудиторов, в том числе по 5 основным направлениям квалификационного экзамена, по контролю качества,стандартизации и профессиональной этике. В настоящее время завершаются согласительные процедуры по выпуску указанных программ в Минюсте России (приказ Минфина России от 29.12.06 г. № 187н).

В 2006 г. на различных профессиональных мероприятиях детально рассматривались вопросы профессионального образования, обучения и повышения квалификации, включая вопросы непрерывности процессов аудиторского образования.

После продолжительных дискуссий аудиторское сообщество приходит к выводу, что повышение квалификации должно заканчиваться объективной проверкой и оценкой этапа повышения квалификации. Такому пониманию во многом способствовало принятие на международном уровне 8 документов, включая международные положения и международные стандарты по образованию, внедрение программы непрерывного повышения квалификации и процедур мониторинга в этой области.

В области законотворчества и конкретного результата выделим принятие 3 ноября 2006 г. Федерального закона № 183-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который стал логичным разрешением с учетом международного опыта компромиссных решений 2000-2001 гг. в период рассмотрения и принятия ныне действующего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и привел к преобразованию в настоящее время аудиторских союзов сельскохозяйственных кооперативов в ревизионные союзы.

В плане стандартизации в области аудиторской деятельности напомним, что Правительством Российской Федерации принят 31 федеральный стандарт.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.02 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» утверждены федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности первой очереди:

  1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
  2. Документирование аудита.
  3. Планирование аудита.
  4. Существенность в аудите.
  5. Аудиторские доказательства.
  6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4.07.03 г. № 405 «О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности» утверждены прилагаемые дополнения, которые вносятся в федеральные правила (стандарты)аудиторской деятельности, утвержденные постановлением № 696 (вторая очередь):

  1. Внутренний контроль качества аудита.
  2. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль,осуществляемый аудируемым лицом.
  3. Аффилированные лица.
  4. События после отчетной даты.
  5. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7.10.04 г. № 532 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696» утверждены изменения, которые вносятся в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности,утвержденные постановлением № 696, и прилагаемые дополнения (третья очередь):

  1. Согласование условий проведения аудита.
  2. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита.
  3. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита.
  4. Понимание деятельности аудируемого лица.
  5. Аудиторская выборка.

Кроме того, данным постановлением внесены изменения и дополнения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 1-6 исходя из практики их применения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.05 г. № 228 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696» утверждены прилагаемые дополнения,которые вносятся в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением № 696 (четвертая очередь):

  1. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях.
  2. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников.
  3. Особенности первой проверки аудируемого лица.
  4. Аналитические процедуры.
  5. Особенности аудита оценочных значений.
  6. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.
  7. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.06 г. № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696» утверждены прилагаемые изменения,которые вносятся в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением № 696 (пятая очередь):

  1. Основные принципы федеральных правил (стандартов)аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами.
  2. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация.
  3. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской)отчетности.
  4. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
  5. Использование результатов работы другого аудитора.
  6. Рассмотрение работы внутреннего аудита.
  7. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации.
  8. Компиляция финансовой информации.

С учетом решений Совета по аудиторской деятельности в дальнейший первоочередной пакет включены проекты стандартов:

  1. Использование аудитором работы эксперта.
  2. Задания по обзорной проверке финансовой информации.
  3. Аудит оценки по справедливой стоимости.
  4. Контроль качества в аудиторских организациях,осуществляющих аудиторские и обзорные проверки финансовой информации, а также выполняющих иные задания, обеспечивающие уверенность, или оказывающих сопутствующие аудиту услуги.

Всего в 2007 г. планируется завершить формирование определенного к разработке первоочередного пакета из 39 стандартов, соответствующих международным стандартам аудита (MCA). Кроме того, в соответствии с решением Совета о «Дорожной карте» (плане действий) по приведению федеральных правил (стандартов) в соответствие с MCA Комиссией по аудиторской практике начинается работа в данном направлении с одновременным мониторингом процессов по внесению изменений непосредственно в MCA.

В соответствии с Планом работы Совета по аудиторской деятельности на 2006 г., а затем и на 2007 г. продолжается также подготовка соответствующих методик.

В настоящее время одобрены Советом 6 методических рекомендаций, в том числе Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация), Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке правильности формирования страховых резервов, Методические рекомендации по проверке налога на прибыль и обязательств перед бюджетом при проведении аудита и оказании сопутствующих услуг, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности, Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг. Продолжается разработка методических рекомендаций по аудиту кредитных организаций и банковских (консолидированных)групп с учетом одобрения Советом хода работы по подготовке проекта методической рекомендации по аудиту кредитного портфеля банка. В ходе подготовки проекта профильной комиссией делаются шаги, направленные на усиление координации работы с Банком России.

Что касается отчетности, то, с одной стороны, был продолжен детальный анализ поступающих материалов по данному вопросу, с другой стороны, также имеют место нововведения. Так, Росстатом 14 ноября 2006 г. принято постановление № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России статистического наблюдения за аудиторской деятельностью». Этим постановлением утверждена годовая форма федерального государственного статистического наблюдения № 2­аудит «Отчет об аудиторской деятельности», которая введена в действие с отчета за 2006 г.

Сбор и обработка данных отчетов будут осуществляться Минфином России. Отчет представляют аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в Минфин России по более упрощенным и укрупненным формам не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Отчет будет представляться вместо отчетов,предусмотренных приказом Минфина России от 27.10.99 г. № 69н «Об утверждении порядка представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, аудита бирж,внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков» и ряда циркулярных писем министерства в области банковского аудита.

Отметим, что ключевые тенденции, касающиеся поступившей ранее в соответствии с указанным приказом информации предыдущих лет, сохранились и в отчетности за 2005 г. Большой интерес представляют результаты аудиторских проверок. Так, в 2005 г. аудит был проведен в 53 262 организациях. Были выданы 27 259 безусловно-положительных аудиторских заключений, 24 823условно-положительных аудиторских заключения и 540 отрицательных аудиторских заключений. Помимо этого организациям выданы 226 аудиторских заключений с отказом о выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и 357 аудиторских заключений при наличии сомнения в возможности продолжить деятельность. Кроме того, по результатам анализа отчетности в 2006 г. Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности при Минфине России 1774 аудиторским организациям направлены предупреждения о неполном выполнении лицензионных требований и условий и возможном принятии всего комплекса мер в установленном законодательством порядке в 2007 г.

Комплексное исследование экономической составляющей рынка аудиторских и консалтинговых услуг на основе отчетов,подготовленных в соответствии с приказом № 69н, и определенного информационного массива из базы «аудит» осуществляется с использованием параметрической модели исследуемого множества фирм через множество векторов фирм с их первичными и производными параметрами и планируется к завершению по основным компонентам в 2006-2007 гг. Одновременно планируется использование итогового массива и его составляющих при продолжении анализа по данному направлению в соответствии с параметрами, определенными постановлением № 66.

Необходимо еще раз обратиться к важному, на наш взгляд,вопросу о развитии саморегулирования профессии, роли и месте в этом процессе ныне аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. 2006 г. стал значительным для всех аккредитованных объединений, причем в профессиональном выигрыше оказываются именно те объединения, которые, оценив свои силы, своевременно четко выбрали политику самостоятельного развития на данном этапе или присоединяются к другим и усиливают общий потенциал. В то же время, как показывает анализ, в определенной степени отстали объединения,прошедшие через попытки проб и ошибок в вопросах присоединения или затянувшие процесс реорганизаций. Тем не менее почти все они проделали большую работу по совершенствованию деятельности и развитию саморегулирования.

На уровень аккредитованных объединений передана работа по подтверждению действия квалификационного аттестата. Разброс количественных показателей для отдельных объединений довольно велик – от 20 до 500. Тем не менее их совместными усилиями подтверждено больше 1700 квалификационных аттестатов, а более 4000 квалификационных аттестатов подтверждено непосредственно Минфином России. Анализ поступления документации в Минфин России и в объединения показывает, что с учетом фактов нарушения законодательства к марту 2007 г. будет аннулировано (прогнозные данные) более 200 квалификационных аттестатов. Вместе с тем отсев становится гораздо меньше, лучше выполняются требования, в том числе по повышению квалификации,своевременности подачи документов, повышается требование к процедурам и их совершенствованию при квалификационном экзамене. Следовательно, вступление в профессию усложняется, и при этом становится больше специалистов, обладающих высокой степенью ответственности. О сложности профессии свидетельствует, например, то, что за 13 лет ушли из профессии (по разным причинам) более 34 тыс. человек, что вполне сопоставимо с 36,7 тыс. квалификационных аттестатов аудитора,действующих на декабрь 2006 г.

Имеют место разные показатели в аккредитованных объединениях и при проведении контроля качества за 9 месяцев: по одним объединениям этот показатель достиг 100, 150 и более контрольных мероприятий, по другим – меньше 20. Такие расхождения не могут не беспокоить, так как данное направление является одним из ключевых в области саморегулирования профессии. Всего за 2006 г. было проведено более 600 контрольных мероприятий.

Продолжалась работа по развитию методологической базы для проведения контроля качества с учетом практического опыта. Так, объединениями были апробированы Временные методические рекомендации и программа проведения аккредитованными при Минфине России профессиональными аудиторскими объединениями проверки качества аудиторских услуг, одобренные в 2005 г. Этим документом были установлены требования к контролеру качества,этапы организации внешнего контроля и сроки проверки, а также порядок осуществления проверки качества отдельных аудиторских заданий, отчетность контролера качества и др. Кроме того,заработала Временная программа обучения контролеров качества в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях.

В рамках данного вопроса Совет принял решение о целесообразности возобновления работы над проектами Типового положения об органе внешнего контроля качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами – членами профессионального аудиторского объединения (протокол № 44 от 30 марта 2006 г.) и порядка проведения объединениями проверок качества аудиторских услуг (протокол № 45 от 27 апреля 2006 г.) после рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Здесь аудиторскому сообществу предстоит еще очень много сделать с учетом в том числе международного опыта.

Как показывает международная практика, имеют место тенденции укрупнения и укрепления профессиональных объединений с целью обеспечения доверия к их членам со стороны общественности. На наш взгляд, необходимо укрепление профессиональных объединений и в России, недопустимы раздробление на мелкие объединения, их структурное ослабление и значительное увеличение их числа.

В заключение еще раз подчеркнем необходимость обязательного членства в объединении, выработки правильной стратегии, эффективного решения тактических вопросов. Нужны мощная структурная, финансовая составляющие и эффективная кадровая политика. В 2006 г. в ряде аккредитованных объединений наметились тенденции к решению таких задач, но еще предстоит большая работа.

Повторная аккредитация (приказ Минфина России от 29.12.06 г. № 574), на наш взгляд, также должна способствовать поднятию престижа и привлекательности этих объединений для профессиональной общественности, потенциальных членов и,безусловно, для пользователей аудиторских услуг.

От активной и конструктивной позиции аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, цивилизованного и открытого их взаимодействия и обсуждения вопросов с органом регулирования, фракциями и комитетами Государственной Думы,учета международного опыта (т.е. от желания поиска разумных решений) во многом зависит, станет ли 2007 г. годом принятия оптимальных решений для развития аудиторской профессии в России.

Защита общественных интересов, создание и развитие авторитетных профессиональных аудиторских объединений, более эффективное их взаимодействие с бизнес-сообществом должны сделать более весомым общий вклад движения в укрепление доверия к аудиторам и аудиторским организациям,предоставляемым ими аудиторским услугам и аудиторской профессии в целом.

Еще, по теме:
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
    МСФО (IAS) 16 «Основные средства» является основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств. Также при изучении правил учета основных средств необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 17 «Аренда», МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам», МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
  • МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»
    Какова общая характеристика и сфера применения МСФО (IAS) 7? Информация о движении денежных средств полезна для пользователей финансовой отчетности, поскольку она помогает им оценивать потребности компании в денежных средствах и способность создавать денежные средства и эквиваленты денежных средств. Помимо этого, пользователям необходимы сведения о времени и определенности создания денежных потоков.
  • Проблемы и тенденции внедрения международных стандартов аудита в России
    Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
  • Международные стандарты финансовой отчетности
    В данной статье мы рассматриваем перспективы внедрения МСФО российскими компаниями, а также основы Международных стандартов, их историю и развитие в мире.
  • МСФО 2 «Запасы»

    Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукцииМеждународный стандарт финансовой отчетности 2 «Запасы» содержит нормы, касающиеся порядка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Положения стандарта регулируют правила выбора методов калькулирования оказывающих влияние на величину прибыли отчетного периода. В нем также даются рекомендации по распределению косвенных накладных расходов производственного характера; по распределению услуг комплексных производств и по разграничению затрат между капитализируемыми и не капитализируемыми в балансе.
  • Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО
    За последнее время у большинства компаний увеличилось количество нематериальных активов, признаваемых в финансовой отчетности. Это связано с расширением бизнеса, созданием новых товарных знаков, внедрением дорогостоящих информационных систем. От того, насколько правильно идентифицированы и оценены нематериальные активы компании, зависит достоверность ее финансовой отчетности.
  • Содержание финансовой отчетности в системе МСФО и методические основы её составления
    Совершенствование содержания финансовой отчетности, составляемой по данным бухгалтерского учета, является одной из важных задач финансового менеджмента в развитом обществе. Данные финансовой отчетности необходимы внешним и внутренним пользователям для принятия экономических решений в конкретной организации, а на макроэкономическом уровне - для определения тенденций развития, экономических взаимосвязей, политики ценообразования, направлений социальных преобразований в обществе и др. Одной из тенденций развития законодательного и методического обеспечения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России является использование международного опыта.
  • Положение ЦБ РФ № 283-П и составление отчетности по МСФО
    Положение ЦБ РФ № 283-П заменяет с 1 июня 2006 г. Положение ЦБ РФ от 9 июля 2003 г. № 232-П. Это положение устанавливает порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери и осуществления Банком России надзора за соблюдением кредитными организациями порядка формирования резервов на возможные потери. При составлении финансовой отчетности в соответствии с МСФО именно эти резервы необходимо сравнивать с оценочными обязательствами, которые должны создаваться в соответствии с IAS 37. Основная задача ЦБ РФ при реформировании бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности состоит в том, чтобы при составлении отчетности по МСФО количество корректирующих проводок при трансформации отчетности сокращалось, и в результате этой реформы отчетность российских банков, составленная с применением нормативных актов Банка России, соответствовала требованиям МСФО.
  • Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка)
    Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.
  • МСФО и ГААП США: принципиальные отличия
    Когда у компании возникает вопрос о переходе на международную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ГААП США). Несмотря на стремление к сближению этих систем, существенные различия между ними пока еще есть.
Диплом ACCA Дипом ИПФМ
Курс МСФО
Дипом ИПФМ
Финансовый
менеджмент
Дипом ИПФМ
Профессиональный
внутренний аудитор