bugalteru.ru

Комментарий законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности»

Модеров Сергей Владимирович
Переходить России на МСФО или нет? Ответ на этот вопрос профессиональное сообщество России дает с момента принятия I программы реформирования бухгалтерского учета.

Переход на МСФО обусловлен налоговой направленностью российской бухгалтерской отчетности и сменой основных пользователей отчетности с государства на частных собственников и инвесторов. Таким образом, встала необходимость реформирования всей системы бухгалтерского учета для предоставления полной прозрачной «справедливой» финансовой отчетности. Следуя опыту развитых стран Европы и Америки, Россия выбрала в качестве основного ориентира Международные стандарты финансовой отчетности — МСФО, которые с 1973 года создаются учеными в Великобритании в составе Совета по Международным стандартам финансовой отчетности.

Кто следующий

Международная комиссия по фондовым биржам признала МСФО как универсальную форму финансовой отчетности для фондовых бирж всего мира. После этого Европейский союз принял решение от 27.05.02 о переводе на предоставление консолидированной финансовой отчетности по МСФО всеми европейскими компаниями, акции которых котируются на биржах, с 01.01.05.

Российская банковская система согласно постановлениям Центробанка РФ перешла на предоставление финансовой отчетности по МСФО с 01.01.04.

В соответствии с проектом закона «О консолидированной финансовой отчетности», который находится на рассмотрении Госдумой с марта 2003 года, на предоставление консолидированной отчетности по МСФО перейдут все российские компании, акции которых котируются на бирже. Таким образом, российские акционерные компании не отстанут от своих европейских коллег и смогут на равных участвовать в конкурентной борьбе за получение финансирования как на российских, так и на мировых фондовых биржах.

Дополнительные финансовые затраты?

Переход не создаст неоправданных финансовых затрат на подготовку «еще одного вида отчетности». Почему? Потому что, во-первых, такие затраты на подготовку окупятся более дешевым финансированием, а во-вторых, поднимется корпоративный уровень управления, прозрачности акционерных компаний, что также должно положительно влиять на доходность этих компаний в будущем.

Когда необходимо перейти на МСФО?

Введение в действие законопроекта предлагается со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.05, что позволит группам составить годовую консолидированную финансовую отчетность с начала 2006 года, причем информация за 2005 год должна будет представляться как сравнительная также в соответствии с МСФО. Для компаний, впервые применяющих МСФО, в июне 2003 года опубликован специальный стандарт МСФО 1 ( IFRS 1) «Первое применение МСФО», который требует предоставления в отчетности как минимум одного года сравнительной информации. Таким образом, первой официально требуемой финансовой отчетностью, составленной по МСФО, будет отчетность за 2006 год, с требуемой сравнительной отчетностью за 2005 год. Дата перехода на МСФО для групп компаний, акции которых котируются на фондовой бирже, — 01.01.05.

Требуется официальный , перевод МСФО на русский , язык

В соответствии со ст. 1 п. 1 проекта закона «О консолидированной финансовой отчетности» Правительство Российской Федерации обеспечивает опубликование официального перевода на русский язык текста Международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений к ним. Несмотря на то, что данный вопрос очень важен для российских профессионалов в области бухгалтерского и финансового учета, его решение связано с трудностями следующего характера — отсутствует орган, отвечающий за согласование перевода, своевременное внесение изменений в перевод и опубликование официального перевода МСФО на русский язык. Имеющийся опыт неофициального перевода говорит о сложности однозначного толкования новых для большинства российских практиков терминов МСФО, с которыми придется постоянно сталкиваться при составлении консолидированной отчетности.

С ноября 2004 года сайт Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности представляет платную подписку на электронную версию официальных МСФО на русском языке.

В настоящий момент актуальность имеющегося официального перевода — на декабрь 2003 года, однако заканчивается обработка официального перевода так называемой «стабильной платформы» МСФО — с актуальностью на март 2004 года — эти стандарты не будут изменены до 2006 года.

Обязательный аудит

Консолидированная финансовая отчетность должна быть заверена аудитором, который осуществит проверку на основании международных стандартов аудита. Российские стандарты аудита практически соответствуют международным. Однако потребуется подтверждение квалификации аудиторов по международно-признанным программам, например DipIFR ACCA n 5-му аттестату аудитора (единому аттестату аудитора).

“Бухгалтерские вести” №48 декабрь 2004 г.
Еще, по теме:
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»
    МСФО (IAS) 16 «Основные средства» является основным международным стандартом, регулирующим порядок учета основных средств. Также при изучении правил учета основных средств необходимо руководствоваться МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 17 «Аренда», МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам», МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов».
  • МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»
    Какова общая характеристика и сфера применения МСФО (IAS) 7?
    Информация о движении денежных средств полезна для пользователей финансовой отчетности, поскольку она помогает им оценивать потребности компании в денежных средствах и способность создавать денежные средства и эквиваленты денежных средств. Помимо этого, пользователям необходимы сведения о времени и определенности создания денежных потоков.
  • Проблемы и тенденции внедрения международных стандартов аудита в России

    Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач. Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).

  • Международные стандарты финансовой отчетности
    В данной статье мы рассматриваем перспективы внедрения МСФО российскими компаниями, а также основы Международных стандартов, их историю и развитие в мире.
  • МСФО 2 «Запасы»

    Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукцииМеждународный стандарт финансовой отчетности 2 «Запасы» содержит нормы, касающиеся порядка учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. Положения стандарта регулируют правила выбора методов калькулирования оказывающих влияние на величину прибыли отчетного периода. В нем также даются рекомендации по распределению косвенных накладных расходов производственного характера; по распределению услуг комплексных производств и по разграничению затрат между капитализируемыми и не капитализируемыми в балансе.
  • Учет нематериальных активов в соответствии с МСФО
    За последнее время у большинства компаний увеличилось количество нематериальных активов, признаваемых в финансовой отчетности. Это связано с расширением бизнеса, созданием новых товарных знаков, внедрением дорогостоящих информационных систем. От того, насколько правильно идентифицированы и оценены нематериальные активы компании, зависит достоверность ее финансовой отчетности.
  • Содержание финансовой отчетности в системе МСФО и методические основы её составления
    Совершенствование содержания финансовой отчетности, составляемой по данным бухгалтерского учета, является одной из важных задач финансового менеджмента в развитом обществе. Данные финансовой отчетности необходимы внешним и внутренним пользователям для принятия экономических решений в конкретной организации, а на макроэкономическом уровне - для определения тенденций развития, экономических взаимосвязей, политики ценообразования, направлений социальных преобразований в обществе и др. Одной из тенденций развития законодательного и методического обеспечения формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности в России является использование международного опыта.
  • МСФО и ГААП США: принципиальные отличия
    Когда у компании возникает вопрос о переходе на международную отчетность, то, как правило, рассматривается одна из двух систем - Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) или Общепринятые принципы бухгалтерского учета (ГААП США). Несмотря на стремление к сближению этих систем, существенные различия между ними пока еще есть.
  • Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка)
    Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее – Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.
  • Международные стандарты финансовой отчетности

    Вокруг законопроекта о реформировании бухгалтерского учета и внедрения МСФ («Об официальном бухгалтерском учете»)Недавно достоянием бизнес-сообщества стал Проект федерального закона “Об официальном бухгалтерском учете”. Проект подготовлен Межведомственной рабочей группой образованной Минфином России. При этом подчеркивается, что «проект подготовлен в соответствии с Концепцией федерального закона, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 17 октября 2005 г.». Официально заявлялось, что в состав Межведомственной рабочей группы, работающей над законопроектом, вошли представители Минфина России, Минэкономразвития России, ФСФР России, Росстата, Росстрахнадзора, Банка России, РСПП, общественного объединения “ОПОРА”, Аудиторской палаты России, Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России.
Диплом ACCA Дипом ИПФМ
Курс МСФО
Дипом ИПФМ
Финансовый
менеджмент
Дипом ИПФМ
Профессиональный
внутренний аудитор