Константин Лайкам: «Во всех странах официальным цифрам мало верят»Равный доступ к ликвидности — залог нормального развития банковской системы
Анатолий Аксаков: «Действующий механизм распределения госсредств играет на руку только крупным федеральным банкам»
«Недобросовестность» налогоплательщика – на совести налоговиковНаступает момент истины
Кредитные организации выполняют массу несвойственных им функций, что приводит к удорожанию кредитов
Алексей Иванов: для аудитора клиент не всегда прав

Новый подход к внедрению бюджетирования

Алексей Молвинский, генеральный директор УК непубличного фонда прямых инвестиций Cogito Investment
Журнал "Финансовый директор"
Алексей Молвинский, генеральный директор управляющей компании непубличного фонда прямых инвестиций Cogito Investment, нашел свой подход к внедрению бюджетирования, благодаря которому бюджеты становятся реальным инструментом управления бизнеса.

Проблема: Затягивается внедрение бюджетирования

Приобретая долю в бизнесе, фонд Cogito Investment принимает активное участие в управлении компанией, в том числе занимается постановкой бюджетирования. Классический подход к постановке бюджетирования предполагает сложный и длительный анализ бизнес-процессов, составление классификаторов и справочников, разработку форм, регламентов и многое другое. Все эти регламенты и положения приходится долго согласовывать с топ-менеджментом, вносить корректировки и опять согласовывать. В итоге внедрение бюджетирования затягивается на пару лет, а в крупных компаниях – более пяти лет.

Другая сложная проблема состоит в том, что сотрудники компании часто не понимают, зачем им нужны бюджеты, без которых они и раньше справлялись. А если бюджетирование как инструмент управления бизнесом не будет востребован и генеральным директором, вероятность успешного окончания проекта стремится к нулю.

Решение: Начать с контроля над платежами

На самом деле можно внедрить бюджетирование за пару месяцев, причем так, что все будут заинтересованы в бюджетах. Начать надо с того, чтобы все платежи в обязательном порядке согласовывали у финансового директора. Следующий шаг – ввести план платежей на неделю и потребовать от руководителей подразделений заранее заявлять о предстоящих выплатах. При этом для каждой заявленной выплаты должен быть указан номер договора, цели платежа и другая минимально необходимая информация, которая позволит финансисту судить о его целесообразности. Потом постепенно перейти к ежемесячному планированию. А от планирования платежей на месяц к ежемесячно составляемым бюджетам – один шаг.

Несколько сложнее решается вопрос составления бюджетов на год. Здесь важно участие собственника и генерального директора. Их задача – озвучить целевые показатели, которые должны быть достигнуты. Как только с целями определились, их можно транслировать соответствующим руководителям отделов, которые предложат планы мероприятий по их достижению и определят потребности в ресурсах. Это и будут операционные планы компании, которые, чтобы превратить в бюджеты, останется только сбить в привычные формы.

Такой подход к постановке бюджетирования позволяет получить первые бюджеты уже через пару месяцев, а к тому же ни у кого в компании не останется сомнений в их необходимости.

  • Гибкие плановые бюджеты
    На практике фактическая активность предприятия редко совпадает с планируемой. Поэтому невозможен контроль затрат конкретного сегмента предприятия путем сравнения фактических результатов с запланированными показателями. Постоянная динамика и неопределенность ситуации на рынке требует рассмотрения нескольких вариантов формирования спроса на продукцию, и, следовательно, планируемого объема выпускаемой продукции. Для этого необходимо составление нескольких бюджетов, которые называются гибкими.
  • Проблема оценки эффективности бюджетного инвестирования
    Одной из наиболее актуальных проблем инвестиционного законодательства остается проблема оценки эффективности бюджетного инвестирования. Единообразный подход к оценке эффективности использования бюджетных ресурсов в настоящее время не сформирован.
  • Бюджетирование и его роль в управлении предприятием
    Чтобы получить максимальную прибыль, необходимо четко следить за балансом использования трудовых, финансовых и временных ресурсов. Но «бюджет» в понятии управления предприятием – не только форма контроля, но и, в первую очередь, «путеводитель», считает участник Сообщества Юрий Акулов.
  • Бюджетирование и его роль в управлении предприятием
    Чтобы получить максимальную прибыль, необходимо четко следить за балансом использования трудовых, финансовых и временных ресурсов. Но «бюджет» в понятии управления предприятием – не только форма контроля, но и, в первую очередь, «путеводитель», считает участник Сообщества Юрий Акулов.
  • Бюджетирование в программе «АЛТИУС – Управление строительством»
    Для многих предприятий, в том числе и строительных, бюджетирование является одной из самых сложных областей в работе компании. Сложность заключается в том, что бюджеты даже в некрупных компаниях представляют собой целый массив данных, состоящий из сумм и статей, которые собраны в единое целое.