Долгожданное возвращение
![]() |
Александр Лившиц |
Потом пришли большевики. Отказались платить царские долги. Прямо указав в декрете ВЦИК (февраль 1918 года): "Безусловно и без всяких исключений аннулируются все иностранные займы". Чем нанесли огромный ущерб репутации страны. А ведь он материален. Выражался в недоверии, отказе от переговоров, неподписании уже согласованных документов, ухудшении условий (денег - меньше, гарантий - больше, ставка - выше, срок - короче) и т.п. Распространялся не только на экономику. На политику тоже. Суть позиции иностранцев: русские надули нас с царскими долгами, кинут и сейчас. Откуда знаю? Так мне же и разъясняли. Не на мате, но тоже достаточно убедительно. В ходе задушевных бесед первой половины 90-х годов.
Тогда пришлось расхлебывать эту прокисшую кашу. Кое-что отдали. Остальное пришлось зажилить. Не потому, что были жадные. А потому, что были бедные. Тем не менее проблема была решена. Официально. Под протокол. Плюс - первые успехи реформ. Без них до сих пор томились бы перед запертой дверью на мировой финансовый рынок.
Она открылась в 1996 году. После перерыва длиной в человеческую жизнь. Мы там по сути дебютировали. И довольно успешно. Разместили первую эмиссию пятилетних евробондов на 1 млрд долл. под 9,25% годовых. Потом еще восемь. Включая ценные бумаги с 30-летним сроком погашения. Предмет законной гордости Минфина. Все вырученные деньги пихали в госказну. Видели надвигающийся дефолт. Отодвигали изо всех сил. Но он все-таки вошел... Бюджет пришлось подвергнуть секвестру. Расходы, в том числе социальные, - сокращению. А вот новые ценные бумаги обслуживали безукоризненно. Не допустили ни одного срыва платежей. Рынок такое не забывает. Высоко оценивает. С нетерпением ожидая нашего возвращения.
Замечу: житейская мудрость - "лучше есть одни макароны, чем лезть в долги" - здесь не работает. Лезут все. И слабые страны, и сильные. Мировой финансовый рынок переполнен продавцами и покупателями. Тут, правда, нужно соблюдать чувство меры. Установлено, если доля долга в ВВП превышает 60%, экономический корабль начинает опасно крениться. Проседать. В России, даже с учетом предстоящей эмиссии, этот показатель не превысит 13%. Запас, как видно, солидный. Так что пора отчаливать.
- Главбух уходит в отпуск
Главный бухгалтер компании уходит в очередной оплачиваемый отпуск. Остается решить, на кого возложить его обязанности, ведь должности заместителя главного бухгалтера в штатном расписании нет. Расскажем, как правильно поступить в такой ситуации, оформить доплату и еще не забыть заплатить с нее налоги. - Когда реконструкцию вполне можно рассматривать в качестве ремонта
НК РФ дает определение понятий «достройка», «дооборудование», «модернизация», «реконструкция», «техническое перевооружение» (п. 2 ст. 257 НК РФ), но не раскрывает термин «ремонт». Один из практиков попытался убедить более осторожного коллегу в том, что зачастую реконструкцию ОС можно без опаски замаскировать под ремонт. Чья позиция убедительнее, решают читатели «ПНП». - Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете
Во многих учреждениях существует традиция — оплачивать путевки для отдыха или оздоровления детей своих работников. Частично компенсация стоимости таких путевок может производиться за счет бюджетных средств, частично — за счет средств родителей (работников учреждения) с последующей выплатой компенсации. Рассмотрим, каким образом подобные хозяйственные операции должны быть отражены в учете. - Российская экономика через восемь лет
В 2020 году российская экономика будет очень похожа на экономику развитой страны: хорошие зарплаты, большой средний класс, низкая инфляция и умеренные, но стабильные темпы роста экономики. - Будущее росскийского рубля: валюта или просто цветная бумага?
На днях достоянием общественности стала информация об объемах покупки Центральным банком РФ валюты в июне 2012 года. Как следует из отчетов регулятора, ЦБ прекратил покупку долларов на внутреннем рынке и продал около $2.2 млрд. Интервенции немедленно дали результат — за июнь рубль обесценился к доллару всего на 1.1%. Зададимся вопросом: почему наш ЦБ так сильно изменил свою курсовую политику? Ведь месяцем ранее, в мае, усилиями тех же самых чиновников с ул. Неглинной дом 12, рубль был девальвирован на 10%, а Центральный банк вел себя иначе — купил порядка $1,5 млрд., фактически играя против курса национальной валюты. Так каким же наши монетарные власти хотят видеть рубль? Сильным или слабым? И каким он должен быть, исходя из интересов народа, а не чиновников?