Анализ безубыточности

Александр Петрович Иcaeв, кандидат экономических наук, психолог, заведующий лабораторией отбора и мониторинга перспективных менеджеров Уральского государственного технического университета
Аудиторская фирма ”ПАРИТЕТ”
В процессе планирования любого инвестиционного проекта важное место занимает анализ эффективности инвестиций. Один из наиболее распространенный методов оценки эффективности инвестиции заключается в расчете точки безубыточности. Рассмотрим конкретный пример расчета точки безубыточности для принятия правильного инвестиционного решения.

Анализ безубыточностиВ процессе планирования любого инвестиционного проекта важное место занимает анализ эффективности инвестиций. Один из наиболее распространенный методов оценки эффективности инвестиции заключается в расчете точки безубыточности.

Рассмотрим конкретный пример расчета точки безубыточности для принятия правильного инвестиционного решения. Компания АБВ, крупный производитель телефонных продуктов, рассматривает возможность производства видеотелефона, рассчитанного на деловой рынок. Предлагаемая цена составляет 1000 руб. за единицу. Следующие данные о затратах основаны на ожидаемом ежегодном уровне продаж в 60 тыс. единиц нового продукта:

  • Прямые материальные затраты: 18 млн. руб.
  • Прямые затраты на оплату труда: 12 млн. руб.
  • Переменные производственные вспомогательные затраты: 6 млн. руб.
  • Постоянные производственные вспомогательные затраты: 10 млн. руб.

Средние уровни запасов для видеотелефона оценены следующим образом:

  • Основные материалы: 2 месяца производства
  • Незавершенное производство (завершено на 100% относительно материалов и на 50% относительно затрат труда и переменных производственных вспомогательных затрат): 2 месяца производства
  • Готовая продукция: 1 месяц производства

Средние затраты на хранение товарно-материальных запасов, не включенные в переменные затраты, оцениваются в 10%. В дополнение к этому менеджер по маркетингу оценивает, что совокупный доход от реализации существующих продуктов сократится на 12 млн. руб. после появления видеотелефона на рынке. Средний коэффициент рентабельности продаж для существующих продуктов составляет 30%.

  1. Рассчитаем релевантные затраты (доходы) для видеотелефона.
  2. Следует ли АБВ внедрять на рынок новый продукт?
  3. Определим точку безубыточности в единицах для видеотелефона.

Следующие данные помогают понять решение этой задачи.

1. Цена реализации за единицу — 1000 руб.

Минус

Переменные затраты на единицу

Основные материалы 18 млн. руб./60 тыс. руб. = 300 руб.

Прямые затраты на оплату труда 12 млн. руб./60 тыс. руб. = 200 руб.

Вспомогательные затраты 6 млн. руб./60 тыс. руб. = 100 руб.

Итого: -600 руб.

Маржинальная прибыль на единицу — 400 руб.

Стоимость хранения товарно-материальных запасов

Основные материалы 300 руб. х 60000 ед. х 2 / 12 = 3 млн. руб.

Незавершенное производство {300 + [(200 + 100) х 50%]} х 60 000 х 2 / 12 = 4,5 млн. руб.

Готовая продукция(300 + 200 + 100) х 60000 х 1 / 12 = 3 млн. руб.

Затраты на хранение товарно-материальных запасов (3000000 + 4500000 + 3000000) х 10% = 1050000 руб.

Релевантные затраты

Увеличение маржинальной прибыли от продаж видеотелефонов 400 руб. х 60 000 = 24 млн. руб.

Уменьшение маржинальной прибыли в результате снижения существующих продаж

12 млн. руб. х 30% = 3,6 млн. руб.

Дополнительные затраты на хранение товарно-материальных запасов1050000 руб.

Увеличение постоянных производственных вспомогательных затрат 10 млн. руб.

2. Увеличение операционной прибыли компании АБВ

24 млн. руб. - 3 600 000 руб. - 1 050 000 руб. - 10 000 000 руб. = 9 350 000 руб. Следовательно, АБВ должна запустить видеотелефон в производство.

3. Рассчитаем точку безубыточности Y в единицах продукции.

400 руб. х Y = 10 000 000 руб. + 3 600 000 руб. + (300 руб. х Y х 2 /12 + 450 х Y х 2/12 + 600 руб. х Y х 1/12) х 0,1

382,5Y = 13 000 000 руб.

Y = 33 987 единиц

  • Что и как проверять в финансовой отчетности
    Закончился очередной финансовый год. Наступает время подводить итоги работы компании, анализировать допущенные в управлении бизнесом просчеты или радоваться успехам. Перед представлением результатов работы компании за очередной отчетный год финансовый директор должен убедиться в том, что финансовая отчетность не содержит грубых ошибок, а ее показатели отражают реальное финансовое состояние компании.
  • Экспресс-тест финансовой отчетности на возможные ошибки
    Формирование годовой финансовой отчетности для многих компаний означает аврал в бухгалтерии. Собираются недостающие документы, уточняются данные инвентаризации, подписываются акты сверок с контрагентами – и все это в сжатые сроки. Отсюда ошибки в отчетности. Найти большинство из них по силам финансовому директору, и для этого не придется перелопачивать «первичку» и проверять все проводки.
  • Методы финансового анализа для оценки деятельности предприятия
    Основной целью финансового анализа является получение определенного числа приоритетных показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия. При этом менеджеров и аналитиков может интересовать как текущее финансовое положение предприятия, так и его прогноз на ближайшую перспективу. Практикой выработаны основные методы финансового анализа, среди которых можно выделить следующие.
  • Финансы для нефинансовых менеджеров: О финансовых показателях человеческим языком. Платежеспособность.
    Словосочетание «финансовые коэффициенты» чаще всего навевает скуку. Этот набор цифр воспринимается как делегация австралийских аборигенов на корпоративной встрече - пусть будут, не мешают, но поговорить с ними не о чем, слишком далеки они от наших текущих дел. Однако, в отличие от упомянутых гостей, финансовые коэффициенты в курсе происходящих в компании событий. Они способны дать оценку предпринятых ранее действий, а также помочь в ответе на вопрос «что делать дальше». Просто необходимо знать их язык. Тем более что этот язык достаточно прост.
  • Без инвестиций, без риска, с прибылью!
    Начать свое собственное дело – значит пойти на риск. Пожалуй, об этом знают все, кроме сетевых маркетологов, агентов и других лиц, строящих свой бизнес под «прикрытием» какой-либо крупной компании. И хотя их рассказы о том, как пить шампанское, не рискуя, подчас наводят скуку или вызывают раздражение у случайно подвернувшегося слушателя, популярность прямых продаж не уменьшается.