Налоговый контроль как часть системы внутреннего контроля предприятия
На законодательном уровне требования к системе внутреннего контроля компаний выходящим на фондовые рынки США и Европы определяются:
- Internal Control – Integrated Framework. The Committee of Sponsoring Jrganizations of the Treadway Commission, COSO (Интегрированная схема внутреннего контроля. Комитет спонсорских организаций Тредвея в Конгрессе США);
- Internal Control: Guidance for Directors on the Combined Code (Указания по внутреннему контролю. Великобритания).
В России система внутреннего контроля предприятий регулируется такими документами как:
- Кодекс (Свод правил) корпоративного поведения, утв. Распоряжением Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг от 04.04.02 г. № 421/р.
- Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утв. Приказом Федеральной Службы по финансовым рынкам от 09.10.2007 г. № 07-102/пз-н.
Следует отметить, что в России наибольшее распространение получили требования к системе внутреннего контроля, устанавливаемые законодательством Западных стран. Большой резонанс вызвали вступившие в действие в марте 2005г. нововведения, установленные Законом Сарбейнса-Оксли США (Sarbanes-Oxley Act 2002) (далее – SOX) к раскрытию информации о системе внутреннего контроля публичными компаниями, проходящие листинг на биржах в США.
Так, в соответствии с требованиями Главы 404 SOX публичным компаниям необходимо представить отчет руководства о состоянии системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности. Причем состояние системы внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности определяется ее эффективностью и подлежит постоянной оценке, которая в свою очередь включает документальное раскрытие информации о любых значительных недостатках системы. В дополнение ко всему руководство не вправе давать положительную оценку системы внутреннего контроля при наличии одного и более значительных недостатков в ее функционировании.
Оценивая требования SOX, обращает на себя внимание, что все они направлены исключительно на регламентацию контроля составления финансовой отчетности предприятиями, что представляется достаточно ограниченным подходом к организации системы внутреннего контроля.
Несмотря на широкое применение требований SOX к системе внутреннего контроля, практика показывает, что высоко затратные мероприятия по выполнению данных требований в части ведения учета и контроля недостаточно эффективны.
В свою очередь европейские подходы к системе внутреннего контроля менее регламентированы и зачастую носят рекомендательный характер. Во многих странах введены так называемые Кодексы корпоративного поведения (Codes of Corporate Governance).
Конечно, западные разработки в части организации системы внутреннего контроля на предприятии являются передовыми, тем более что в России данная практика не развита. Поэтому, создавая систему внутреннего контроля на любом предприятии, включая не проходящем листинг на фондовой бирже, имеет смысл ознакомиться с данными разработками.
Потребность в создании системы внутреннего контроля на предприятиях обусловлена не только требованиями фондовых рынков, но и необходимостью обеспечения достоверной информацией об активах и обязательствах компаний, а также борьбы со злоупотреблениями, связанными к примеру с нецелевым использованием средств или нарушением законодательства. Система внутреннего контроля должна рассматриваться как неотъемлемый процесс всей деятельности компании, в противном случае, как показывает практика, данная система будет либо очень затратной, либо низкоэффективной. Создание и совершенствование системы внутреннего контроля должны опираться не только на законодательные требования в части выхода на фондовый рынок, но и на потребности собственников, а также потребности руководства компаний. Правильная методология внедрения и использования, а также соответствующие программные продукты позволять организовать четко функционирующую систему внутреннего контроля.
Говоря о постановке системы внутреннего контроля, отдельно хотелось бы обратить внимание на важную составляющую данной системы, а именно на внутренний налоговый контроль.
Традиционно налоговый контроль рассматривается в качестве государственной функции, основной задачей которой является пополнение бюджета. Однако налоговый контроль может выступать и как определенный механизм управленческого процесса на предприятии, выполняющего одновременно организационную, контрольную и информационную функции. Так, например, налоговый контроль может аккумулировать информацию о состоянии расчетов с бюджетом, на основе чего пользователи могут принимать определенные решения. Кроме того, данная информация может быть использования для оценки адекватности систем управления и контроля над налоговыми рисками.
Говоря о налоговом законодательстве России уместно отметить, что с точки зрения предприятия оно представляет так называемую «зону повышенного риска». Фактически у предприятий работающих на российском рынке существует высокая вероятность финансовых потерь в результате непреднамеренного нарушения налогового законодательства. Следуя западным подходам в части построения эффективной системы внутреннего контроля, а именно применяя методику COSO Enterprise Risk Management Framework (рационального риск-менеджмента) предприятиям необходимо идентифицировать риски и составить так называемую «карту рисков» выделив наиболее критичные риски с точки зрения возможного ущерба. В данном случае речь идет о налоговых рисках, вероятности их наступления и убытках, которые понесет предприятие в случае наступления того или иного события. Примерный вариант карты налоговых рисков представлен в Таблице №1
Конечно, существует большое количество разнообразных налоговых рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия. В предложенном варианте, рассмотрен лишь небольшой фрагмент перечня возможных рисков. В свою очередь принципы построения карты налоговых рисков могут быть различными и совершенно не обязательно включать информацию о методах предупреждения возможных рисков. Однако информация о вероятности наступления события приводящего к убытку и его примерная оценка является необходимой. В данном случае основная цель карты налоговых рисков это возможность в любой момент на ее основе определить наиболее значительные налоговые риски для предприятия. Разработка карты налоговых рисков и анализ мероприятий по их предупреждению являются задачами системы внутреннего контроля, а точнее его направления налогового контроля.
Помимо оценки налоговых рисков одним из ключевых направлений внутреннего налогового контроля являются мероприятия по налоговому планированию, включая разработку и составление налоговых бюджетов. Так, налоговое планирование помимо контроля над расходами, понесенными в процессе уплаты налогов и сборов в бюджет, может предоставить информацию об исполнении налоговых обязательств.
Рискообразующие факторы |
Вероятность наступления события (%) |
Возможные убытки (тыс. руб.) |
Методы предупреждения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Внутренние причины | |||
Отсутствие квалифицированных сотрудников в области налогообложения | Мероприятия по повышению квалификации работников (проведение внутренних и внешних обучающих программ, приобретение специализированной литературы и др.). Пересмотр кадровой политики предприятия в области подбора персонала. | ||
Сложно территориально развернутая структура предприятия | Мониторинг всех контрольных процедур на уровне всех структурных подразделений предприятия. Разработка внутренних нормативных документов регламентирующих порядок исчисления и уплаты налогов всеми структурными подразделениями. | ||
Отсутствие либо плохо организованная инфорамационно-технологическая система учета | Применение либо обновление программного обеспечения. Мероприятия по повышению эффективности информационной системы. | ||
Нарушение установленных сроков предоставления налоговой отчетности | |||
Внешние причины | |||
Налоговая проверка | Проведение контрольных процедур (внутренний аудит, ревизия и др.) | ||
Изменение налогового законодательства | Мониторинг налогового законодательства. Анализ нововведений на предмет их влияния на деятельность предприятия. |
Также к функциям налогового контроля можно отнести формирование той части Корпоративных учетных принципов, которая определяет порядок исполнения налогового законодательства. Оценка налогового законодательства и выработка наиболее приемлемых решений в части его исполнения в большинстве случаев предопределяет значительную часть налоговых расходов. Одновременно формирование учетных принципов налогообложения позволяет руководству предприятия выработать стратегию поведения в различных хозяйственных ситуациях. В учетные принципы могут быть также включены элементы учетной политики предприятия для целей налогообложения.
Конечно, внутренний налоговый контроль должен включать и такие мероприятия как оценка эффективности ведения налогового учета, мониторинг, анализ и аккумулирование информации об исчисленных и уплаченных налоговых платежах в бюджет, контроль взаимодействия представителей предприятия с налоговыми органами, а также прочие вопросы контроля исполнения налогового законодательства.
Процесс организации системы внутреннего контроля на предприятии сложный, требующий большого количества временных, трудовых и денежных ресурсов. Внутренний контроль должен быть встроен в систему корпоративного управления, являясь неотъемлемой частью организации. Система внутреннего контроля должна основываться на разносторонних методах контроля, охватывающих все направления жизнедеятельности экономического субъекта. В свою очередь, внутренний налоговый контроль призван проводить оценку решения вопросов, регулируемых налоговым законодательством. Элементы внутреннего налогового контроля необходимы для всех предприятий независимо от размера и выхода на фондовый рынок, т.к. проблемы связанные с применением налогового законодательства возникают у большинства налогоплательщиков.
В заключение хотелось бы отметить, что внутренний налоговый контроль справедливо может рассматриваться как составная часть системы внутреннего контроля, устанавливаемая руководством экономического субъекта в процессе хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления компанией.
- Главбух уходит в отпуск
Главный бухгалтер компании уходит в очередной оплачиваемый отпуск. Остается решить, на кого возложить его обязанности, ведь должности заместителя главного бухгалтера в штатном расписании нет. Расскажем, как правильно поступить в такой ситуации, оформить доплату и еще не забыть заплатить с нее налоги. - Когда реконструкцию вполне можно рассматривать в качестве ремонта
НК РФ дает определение понятий «достройка», «дооборудование», «модернизация», «реконструкция», «техническое перевооружение» (п. 2 ст. 257 НК РФ), но не раскрывает термин «ремонт». Один из практиков попытался убедить более осторожного коллегу в том, что зачастую реконструкцию ОС можно без опаски замаскировать под ремонт. Чья позиция убедительнее, решают читатели «ПНП». - Компенсация стоимости путевки для детского отдыха за счет бюджетных средств: отражение в учете
Во многих учреждениях существует традиция — оплачивать путевки для отдыха или оздоровления детей своих работников. Частично компенсация стоимости таких путевок может производиться за счет бюджетных средств, частично — за счет средств родителей (работников учреждения) с последующей выплатой компенсации. Рассмотрим, каким образом подобные хозяйственные операции должны быть отражены в учете. - Российская экономика через восемь лет
В 2020 году российская экономика будет очень похожа на экономику развитой страны: хорошие зарплаты, большой средний класс, низкая инфляция и умеренные, но стабильные темпы роста экономики. - Будущее росскийского рубля: валюта или просто цветная бумага?
На днях достоянием общественности стала информация об объемах покупки Центральным банком РФ валюты в июне 2012 года. Как следует из отчетов регулятора, ЦБ прекратил покупку долларов на внутреннем рынке и продал около $2.2 млрд. Интервенции немедленно дали результат — за июнь рубль обесценился к доллару всего на 1.1%. Зададимся вопросом: почему наш ЦБ так сильно изменил свою курсовую политику? Ведь месяцем ранее, в мае, усилиями тех же самых чиновников с ул. Неглинной дом 12, рубль был девальвирован на 10%, а Центральный банк вел себя иначе — купил порядка $1,5 млрд., фактически играя против курса национальной валюты. Так каким же наши монетарные власти хотят видеть рубль? Сильным или слабым? И каким он должен быть, исходя из интересов народа, а не чиновников?