Цена сделки: актуальные моменты налогообложения

Важным элементом взаимоотношений между партнерами является правильность формирования цены сделки. Заключая контракт, они должны предусмотреть определенные детали при формировании его цены. Ведь в случае проверки, исправлять ошибки будет уже поздно.

Проверка придет, если…

Цена сделки: актуальные моменты налогообложенияПри заключении хозяйственных договоров стороны вправе сами устанавливать цены на товары (ст. 424 ГК). Но не все так просто. Ограничения все же есть – статья 40 Налогового кодекса предполагает, что инспекторы имеют право контролировать цены по заключаемым сделкам. При этом применение 40-й статьи вызывает много спорных ситуаций. Связано это с тем, что иногда определить цену товаров очень сложно, а порой невозможно. Естественно, у партнеров может быть один взгляд на сложившуюся ситуацию, а у налоговых органов – другой.

Налоговый кодекс выделяет несколько случаев, в которых ИФНС вправе проверять правильность применения цен:

  • при сделках между взаимозависимыми лицами;
  • при товарообменных (бартерных) операциях;
  • при совершении внешнеторговых сделок;
  • при отклонении цен более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяет налогоплательщик по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

В пункте 1 статьи 20 Налогового кодекса дается определение взаимозависимых лиц. Таковыми считаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельность представляемых ими лиц:

1) в случае, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в деятельности другой организации. При этом суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия (т. е. через другие фирмы) определяется в виде произведения долей непосредственного участия этой компании последовательно одна в другой;

2) если одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

3) если лица состоят в соответствии с семейным законодательством России в брачных отношениях, являются родственниками или усыновителем и усыновленным, а также попечителем и опекаемым.

Арбитражные суды, как правило, признают взаимозависимость лиц в следующих случаях:

  • между организациями, учредителями которых являются одни и те же граждане;
  • между юридическим лицом и его руководителем (постановление ФАС Московского округа от 11 мая 2001 г. № КА-А41/2162-01);
  • между организацией и ее работниками (постановление ФАС Уральского округа от 5 марта 2003 г. № Ф09-454/03-АК);
  • между двумя юридическими лицами, руководитель одного из которых имеет значительную долю участия в деятельности другого юридического лица (постановление ФАС Центрального округа от 5 января 2004 г. № А62-150/03).

Товарообменные операции оформляются договором мены или иными договорами, условия которых предусматривают безвалютный обмен эквивалентными по стоимости товарами. Соответственно, особенностью таких сделок является то, что платежи за поставляемую продукцию отсутствуют, а контракты, по которым исполнение обязательств производится зачетом встречного требования, под данное основание контроля не подпадают.

Понятие внешнеторговой сделки раскрывается в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Так, под внешнеторговой бартерной сделкой понимается сделка, которая совершается при осуществлении внешнеторговой деятельности. Она предусматривает обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью. Также к ним относятся операции, связанные с частичным использованием денежных средств. При этом под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по сделкам в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Под внешней торговлей товарами этот закон подразумевает их импорт и (или) экспорт. Следовательно, в случае с товарами контроль за ценой сделки будет правомерен, если договор предусматривает перемещение продукции через таможенную границу.

При этом реализация на внутреннем рынке товаров, которые приобретены у иностранных лиц, не считается внешнеторговой сделкой (постановление ФАС Северо-Западного округа от 3 сентября 2003 г. № 56-480/03).

Внешняя торговля услугами осуществляется следующими способами:

  • с территории России на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию России;
  • на территории России иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем пребывания его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории России, путем пребывания его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории России;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории России.

Коммерческое присутствие – это предпринимательская и иная экономическая деятельность иностранного лица на территории России или российской фирмы за границей. Оно организуется с целью оказания услуг и не должно противоречить как российскому, так и иностранному законодательству. Коммерческое присутствие может осуществляться через созданную фирму, филиал, представительства либо путем участия в уставном (складочном) капитале компании.

Таким образом, только на основании вышеперечисленных случаев налоговый орган может проверить, насколько правильно определяются цены по сделкам.

Рыночная цена

Проверяя порядок формирования цены сделки, инспектор вправе самостоятельно определять рыночную цену. Следовательно, он может выявить значительное отклонение, однако в этом случае для фирм действует презумпция невиновности. Налоговому инспектору придется доказать, что цена товаров, согласованная партнерами, отклоняется в сторону повышения или понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров. Если инспекция окажется права, то она доначислит налог и пени. Их сумма рассчитывается так, будто результаты этой сделки были оценены по рыночным ценам на соответствующие товары.

Рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК).

Идентичными считаются товары, которые имеют одинаковые, присущие им, основные признаки. К ним относятся: физические характеристики, качество, репутация на рынке, производитель и другие. Объем реализации продукции различными изготовителями не влияет на возможность признать товары идентичными.

Иногда на рынке отсутствуют идентичные товары, реализуемые иными изготовителями. Связано это с тем, что налогоплательщик – единственный производитель такой продукции. Налоговый кодекс допускает, что при определении рыночной цены будут учитываться цены реализации однородных товаров. Они должны иметь сходные характеристики и состоять из схожих компонентов, что позволит им выполнять одни и те же функции и (или) быть взаимозаменяемыми.

При разрешении споров между налоговым органом и налогоплательщиком, связанных с отклонением уровня цен, арбитражные суды уделяют особое внимание идентичности (однородности) товаров, реализуемых по таким ценам (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 сентября 2003 г. № А42-8171/01-27-257/02).

Если рыночная цена определяется таким образом, то налоговый орган должен учитывать обычные надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

  • сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары;
  • потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
  • истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
  • маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении продукции на неосвоенные рынки;
  • реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Кроме того, налоговый орган должен учитывать такие условия сделок, как сроки исполнения обязательств, условия платежей, иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (п. 9 ст. 40 НК). Сама же процедура определения рыночной цены на товары установлена пунктами 4 – 11 статьи 40 Кодекса.

Определяем рыночную цену

Итак, чтобы определить рыночную цену сделки, налоговый орган оценивает рынок идентичных товаров. Инспекторы должны использовать официальные источники информации о рыночных ценах на товары, а также биржевые котировки. Однако термин «официальные источники информации» нигде не определен. Арбитражные суды при рассмотрении споров в качестве таких сведений принимают во внимание справки бирж, органов статистики, заключения экспертов и др. Кроме того, согласно пункту 11 статьи 40 Налогового кодекса не исключена возможность использования данных маркетингового исследования для этих целей.

Случается, что на соответствующем рынке товаров сделки по идентичным (однородным) товарам не заключались, или цены определить невозможно, поскольку отсутствует или недоступна информация. Тогда используется метод цены последующей реализации. Он предполагает, что рыночная цена товаров – это разность между ценой, по которой товары, реализованы покупателем при последующей их продаже, и затратами, понесенными им при перепродаже и продвижении на рынок товаров, а также прибыли. Цена, по которой продукция была приобретена покупателем у продавца, не учитывается.

Однако использовать такой метод не всегда возможно. В частности, если отсутствует информация о цене товаров, в последующем реализованных покупателем. Тогда можно применять затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, на транспортировку, хранение, страхование и другие.

Следует учесть, что невозможность последовательного применения какого-либо из вышеуказанных методов должна быть доказана налоговым органом (постановление ФАС Московского округа от 19 июня 2003 г. №КА-А41/3920-03).

Иногда реализация товаров осуществляется по государственным регулируемым ценам (тарифам), которые установлены в соответствии с законодательством России. Тогда для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы), а налоговый орган не имеет права контролировать цену сделок.

Отклонение цены

Контроль за ценой сделки осуществляется при ее отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени.

При этом отклонение рассчитывается как средневзвешенное значение цен, применяемых налогоплательщиком. Если налогоплательщик использует заниженные (или завышенные) цены и при этом соблюдает допустимые отклонения или совершает разовую сделку, то основание для контроля цены сделки отсутствует.

Понятие «непродолжительный период времени» Налоговым кодексом не определено, что вызывает много спорных ситуаций между налоговым органом и налогоплательщиком.

Например, опираясь на пункт 5 информационного письма Президиума ВАС от 17 марта 2003 г. № 71, можно сделать вывод, что непродолжительным периодом времени следует считать месяц.


Еще, по теме:
  • ЕНВД: радикальные изменения с 1 января 2009 года
    Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Пункты 16 – 20 статьи 1 нового закона посвящены изменениям, вносимым с 1 января 2009 года в главу 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Изменения носят разнонаправленный характер. Рассмотрим подробно внесенные изменения.
  • Налог на прибыль — 2009
    В Налоговый кодекс РФ внесен ряд изменений, которые вступят в силу с 1 января 2009 года(*1). Большая их часть приходится на главу 25 "Налог на прибыль организаций". Среди нововведений есть очень существенные изменения, в частности, это касается амортизации имущества, а есть и технические поправки.
  • Налоговый кодекс – 2009 в вопросах и ответах
    Долгожданные поправки в Налоговый кодекс направлены на улучшение положения малого бизнеса с точки зрения налогообложения. В Кодексе появились новые нормы, позволяющие учесть при расчете налога на прибыль некоторые расходы. Кроме того, часть выплат в пользу сотрудников получила освобождение от НДФЛ и ЕСН.
  • Расчет больничных: правила 2008 года
    Внимание! Увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, которое выплачивается за счет средств ФСС России. С 1 января 2008 года лимит составляет 17 250 руб.
  • Учет амортизируемого имущества: поправки-2009
    В конце июля Президент РФ подписал ряд федеральных законов, которые вносят блок поправок во вторую часть Налогового кодекса, в том числе в главу 25 «Налог на прибыль организаций». Так, с 2009 года в значительной степени изменятся правила налогового учета амортизируемого имущества [1].
  • Прямые и косвенные расходы
    Налоговое законодательство делит производственные расходы на прямые и косвенные. В свое время законодатели попытались несколько упростить данную операцию, дав компаниям право самостоятельно определять перечень прямых затрат. Однако на практике это не так уж спасло ситуацию.
  • Учетная политика
    Рассматривая учетную политику, мы не будем останавливаться на многих общеизвестных моментах, а обратим внимание на тонкости учета. Именно они позволяют снизить налоги и упростить работу.
  • Бухгалтерские проводки при кpедитных операциях
    С 2008 года под требование по получению начисленных процентов по размещенным средствам банки стали создавать резервы на возможные потери.
  • Как изменятся положения Налогового кодекса в 2009 году
    В конце июля Президент РФ подписал целый ряд законов, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Они вступят в силу с 1 января 2009 года. Большинство изменений выгодны компаниям, но к некоторым необходимо подготовиться заранее. Поэтому юридической службе уже сейчас стоит обсудить с финансовым отделом будущие изменения.
  • Верховный Суд РФ разъяснил условия привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления
    Впервые высшая судебная инстанция столь детально разъяснила, кого, как и за что можно и нельзя привлекать к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента и сокрытие денежных средств.
Диплом ACCA Дипом ИПФМ
Курс МСФО
Дипом ИПФМ
Финансовый
менеджмент
Дипом ИПФМ
Профессиональный
внутренний аудитор