Сколько заплатили российские клиенты за аудиторский бренд "Большая четверка" в 2009 году
На российском рынке "большой четверке" принадлежит 35,2%, а непосредственно по выручке от аудита – 27,2% (здесь и далее приведены цифры по данным Минфина за 2009 год). При этом в "большой четверке" работает только 2% российских аудиторов.
Несмотря на то, что всего лишь 1,3% от всех прошедших аудит организаций являются клиентами фирм "большой четверки", с каждого из них компании получили в среднем в 14,5 раза больше доходов, чем средняя московская аудиторская фирма, и в 28 раз больше, чем среднестатистическая региональная аудиторская фирма.
Клиенты "большой четверки" – крупнейшие российские организации. Позволить себе "аудит с именем" могут только действительно солидные и состоятельные клиенты – работа "большого" аудитора обходится в 17,5 раз дороже "обычного" московского аудитора. Правда, можно сделать поправку на ассистентов аудитора, юристов, консультантов и другой "обслуживающий" аудит персонал, доля которого в штате крупных фирм больше (86% против 50%). В этом случае, каждый сотрудник "большой четверки" обошелся клиенту в 5,6 раза дороже сотрудника московской фирмы и в 9,6 раза дороже сотрудника региональной аудиторской фирмы.
Сколько российские организации заплатили непосредственно за работу специалистов "большой четверки", а сколько за имидж? Давайте посчитаем. Учитывая, что доход на одного "большого" сотрудника в 5,6 раза выше, чем на одного сотрудника среднестатистической московской фирмы (чья выработка составляет лишь 17,8% от выработки первого), получаем премию за бренд, которую российские фирмы заплатили в прошлом году – 14237 млн. руб.
Допущение о том, в "большой четверке" работают более квалифицированные кадры или лучше налажена система труда, чем в прочих столичных фирмах в данном расчете можно не учитывать, так как оно нивелируется двумя другими факторами. Во-первых, большим числом "обслуживающего персонала", снизившего выручку на одного сотрудника "большой четверки". Во-вторых – большим вкладом в статистику по Москве авторитетных отечественных аудиторских фирм (на 46 крупнейших аудиторских фирм, помимо "большой четверки", приходится почти четверть всех доходов).
Клиент, выбравший в качестве аудитора представителя мировой элиты, выкладывает за громкое имя примерно 2,5 млн.руб. и только полмиллиона за фактическую работу. Однако не стоит считать наценку за бренд манной небесной аудиторов-гигантов. Имидж – не только десятилетиями создававшийся, но и требующий затрат на поддержание актив. А это тоже немалая статья расходов.
Основые показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации за 2009 г.
Департамент регулирования государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ
1. Распределение аудиторских организаций по России в 2009 г. (в %)
Россия-всего | Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы |
100,0 | 36,4 | 8,7 | 54,9 |
2. «Возраст» аудиторских организаций в 2009 г.
Количество лет ведения аудиторской деятельности | Удельный вес аудиторских организаций в общем количестве, % |
Менее года | 2,7 |
1-2 года | 11,1 |
3-4 года | 9,6 |
5 и более лет | 76,6 |
3. Персонал аудиторских организаций в 2009 г. (в %)
Россия-всего | Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы | |
Распределение аудиторов по России | 100,0 | 41,6 | 9,1 | 49,3 |
Доля аудиторов в общем количестве сотрудников аудиторских организаций | 47,6 | 41,0 | 51,2 | 54,2 |
4. Динамика доходов аудиторских организаций за 2006-2009 гг. (млн. руб.)
За 2006г. | За 2007г. | За 2008г. | За 2009г. | |
Доходы-всего | 34 392,5 | 41 731,3 | 50 076,5 | 49 218,6 |
5. Доходы аудиторских организаций за 2009 г. (в %)
Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы | |
Доля доходов от проведения аудита в общих доходах за год | 43,0 | 45,1 | 60,2 |
Доля доходов от оказания прочих услуг в общих доходах за год | 57,0 | 54,9 | 39,8 |
6. Место на рынке первых 50 аудиторских организаций по величине доходов за год (в %)
4 аудиторские организации с наибольшим доходом | Остальные 46 аудиторских организаций | |
Доля доходов в совокупных доходах всех аудиторских организаций | 35,2 | 23,3 |
Доля доходов от проведения аудита в совокупных доходах от проведения аудита всех аудиторских организаций | 27,2 | 23,2 |
Доля аудиторов в общем количестве аудиторов, работающих во всех аудиторских организациях | 2,0 | 6,4 |
Доля клиентов, отчетность которых проаудирована, в общем количестве таких клиентов всех аудиторских организаций | 1,3 | 8,9 |
7. Показатели средней аудиторской организации в 2009 г.
Аудиторская организация среди 4-х аудиторских организаций с наибольшим доходом (медиана) | Средняя аудиторская организация в Москве (исключая 4 аудиторские организации с наибольшим доходом) | Средняя аудиторская организация в других регионах (включая Санкт-Петербург) | |
Количество лет ведения аудиторской деятельности | 17,0 | 8,1 | 8,8 |
Количество сотрудников, человек | 1 110,5 | 13,1 | 10,1 |
Количество аудиторов, человек | 156,0 | 6,4 | 5,4 |
Количество клиентов, единиц | 291,0 | 18,8 | 20,0 |
Доходы-всего, млн.руб. | 4 284,8 | 11,7 | 4,7 |
Доходы от проведения аудита в расчете на одного клиента, тыс.руб. | 3 107,6 | 214,9 | 111,6 |
Доходы в расчете на одного сотрудника, тыс.руб. | 3 242,3 | 577,9 | 338,2 |
Доходы от проведения аудита в расчете на одного аудитора, тыс.руб. | 9 050,5 | 518,2 | 371,9 |
8. Количество клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых проаудирована в 2009 г.
Россия-всего | Москва | Санкт-Петербург | Другие регионы |
90 366 | 32 275 | 8 099 | 49 992 |
9. Аудиторские заключения, выданные в 2009 г. (обязательный аудит)
Виды выданных аудиторских заключений | Удельный вес в общем количестве выданных аудиторских заключений, % |
Выдано аудиторских заключений всех видов | 100 |
в том числе: | |
с выражением безоговорочно-положительного мнения | 56,0 |
с выражением мнения с оговоркой | 42,8 |
с выражением отрицательного мнения | 0,8 |
с отказом от выражения мнения | 0,4 |
10. Основания проведения обязательного аудита в 2009 г.
Основание проведения обязательного аудита (в соответствии со ст.7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности") | Удельный вес в общем количестве проведенных обязательных аудитов, % |
Обязательный аудит - всего | 100 |
в том числе: | |
открытым акционерным обществам | 21,1 |
кредитным организациям | 1,6 |
страховым организациям и обществам взаимного страхования | 0,8 |
биржам и инвестиционным фондам | 1,8 |
унитарным предприятиям | 5,4 |
организациям, финансовые показатели которых выше минимальных значений | 55,0 |
в других случаях, предусмотренных законами | 14,3 |
- Новое в международных стандартах аудита
27 февраля 2009 года Комитет по Международным стандартам аудита (International Auditing and Assurance Standards Board, IAASB) (далее – Комитет) завершил проект «Ясность» (Clarity Project) Международных стандартов аудита (МСА) (International Standards on Auditing, ISA) одобрением последних обновленных стандартов. - Минэкономразвития об СРО аудиторов
Фрагмент Доклада Департамента развития малого и среднего предпринимательства и Департамента корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) «Об итогах анализа практики применения законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности». - Оценка эффективности деятельности службы внутреннего аудита в финансовых организациях
Эффективность деятельности службы внутреннего аудита зависит от соблюдения общепринятых стандартов деятельности, а также выполнения нормативных требований. Требования регуляторов не содержат четких критериев и признаков, а также определенного набора ключевых показателей и индикаторов, позволяющих сделать объективное заключение об эффективности функционирования службы. Каждая организация самостоятельно определяет перечень параметров, характеризующих эффективность службы, разрабатывая процедуры расчета и оценки ключевых показателей с тем, чтобы получить объективную оценку. - Аудиторам прописали процедуры
!Минфин подготовил новые стандарты
Минфин подготовил два новых федеральных стандарта аудиторской деятельности (ФСАД), разработанных в соответствии с международными стандартами аудита. Первый (ФСАД 5/2010) - обязанности аудитора по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части обязанностей аудиторской организации, индивидуального аудитора по рассмотрению в ходе аудита преднамеренных действий, совершенных обманным путем одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства и работников аудируемого лица или третьих лиц для извлечения незаконных выгод. Второй (ФСАД 6/2010) - учет требований нормативных правовых актов в ходе аудита, определяет требования к порядку проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в части выявления существенных искажений этой отчетности, вызванных несоблюдением аудируемым лицом требований федеральных законов и нормативных правовых актов. - Чему учат казахстанский бизнес именитые аудиторы?
Их кредо - проведение ювелирных операций по добыванию денег. Альфой и омегой их существования стало удовлетворение жажды сверхприбылей - на кону 100 млрд. долларов. Их устраивает только одно - игра по собственным правилам. Их клиенты зачастую превращаются в досадное приложение к милым сердцу дензнакам. Они, имея менталитет крокодила, через любого перешагнут и ноги вытрут.